Дата публикации: 28/09/2009
По сообщениям российских средств массовой информации, в
рамках прошедшего в г. Томск XII Инновационного
форума состоялось подписание нескольких
экономически важных соглашений. В том числе администрацией
области было подписано соглашение о взаимодействии с
ООО “Компания Финист” (зарегистрировано в г.
Кемерово). В рамках данного соглашения планируется
реализация масштабного инвестиционного проекта по
техническому перевооружению производства подшипников, что
позволит томским производителям осуществлять выпуск
качественно новой продукции. Основные потребители продукции
– автосборочные предприятия страны. Общий объем инвестиций
должен составить €250 млн. Срок окупаемости проекта
оценивается самой компанией в 3.5 года. Финансируют проект
российские финансовые учреждения и иностранные
инвестиционные фонды.
Фото: Ролтом
Сергей Магазов привлечет значительные инвестиции в
провинциальный подшипниковый завод
Совладельцем ООО “Компания Финист” является
Сергей Магазов - генеральный директор
инвестиционной компании ООО “Проект ГПЗ”,
патронируемая, предположительно, государственной корпорацией
“Ростехнологии”. В настоящий момент ООО
“Проект ГПЗ” планирует также построить завод по
производству подшипников стоимостью 10 млрд. рублей в
Тверской области. Соответствующее соглашение между
администрацией Тверской области и руководством компании было
подписано летом этого года в Санкт-Петербурге на XIII
Петербургском международном экономическом форуме.
Планируется выпускать до 10 млн. подшипников в год и создать
около 100 новых рабочих мест.
Напомним, что о модернизации подшипникового завода в г.
Томск стало известно еще в том году. Пресс-служба
ЗАО "Томский подшипник" (владелец завода) сообщила,
что компания заключила контракт на поставку оборудования с
японской фирмой. Сумма сделки составила 19 миллионов 300
тысяч евро. В течение полугода японцы должны были поставить
"Томскому подшипнику" 145 современных
токарных станков. Новое оборудование позволило бы на томской
производственной площадке производить до 3 миллионов
подшипников в месяц уже с 2010 года.
ЗАО "Томский подшипник" при содействии
ООО “Компания Финист” приобрело производственные
мощности ОАО “Ролтом” (ранее принадлежал
томский подшипниковый завод), в канун подписания соглашения
о создании нового подшипникового производства окончательно
признанное неплатежеспособным. До настоящего момента
ЗАО "Томский подшипник" поставляло на рынок
подшипники под маркой “Ролтом” по
франчайзинговому контракту.
Мы обратились к независимому аналитику
Андрею Ильченко, который
первым заявил о причастности “Проекта ГПЗ”
к модернизации подшипникового завода в Томске, задав ему
несколько вопросов, чтобы понять о возможном будущем
подшипникового производства в этом сибирском городе.
- Что в целом Вы можете сказать по поводу
строительства нового производства в г. Томск?
- Думаю, стоит подождать, когда
заводы ”Проекта ГПЗ” начнут выпуск продукции. Тогда и
поговорим поподробнее. Правда, вырисовывается пара несложных
гамбитов. Хотя сейчас пока не совсем стабильная ситуация в
экономике, и прогнозировать в долгосрочной перспективе с
большой точностью не думаю, что кто-то будет. Не исключено,
что “Проект ГПЗ” будет вынужден пересматривать свои планы. К
сожалению, проект закрытый и открытой информации не так
много.
- Хорошо. Как Вы считаете, заявленный срок
окупаемости томского завода в 3.5 лет – это реально?
Вкладываются очень значительные средства. И почему выбрали
Томск?
- Насчет сроков окупаемости в 3.5
года томского завода – это весьма-весьма оптимистично. В
случае если, конечно, речь идет о 250 млн. евро. Я не
знаю, из каких соображений появилась эта цифра, однако она
вполне реализуемая. Но при определенных условиях. Когда
будет высокая маржа, платежеспособные клиенты будут
разбирать подшипники как горячие пирожки, а издержки на
инфраструктуру, НИОКР и персонал будут минимизированы.
Что-что, а экономить на уровне зарплат у нас умеют, особенно
при размещении производственных площадок в провинциальных
городах. Например, в Западной Европе рабочий на
подшипниковом предприятии в провинциальном городе может
претендовать на зарплату в 1.5-2 тысячи евро из расчета
полного рабочего дня. На отечественных подшипниковых заводах
в провинции - раз в 5-6 меньше. А в Томске, кстати, еще
одним из понижающих зарплату факторов является довольно
большое число студентов (в городе до 100 тыс. учащихся ВУЗов
и аспирантов на полмиллиона жителей!), способных, если потребуется, как
они сами выражаются, работать за еду. Местные власти, хотя в
открытую стараются не говорить о таком “преимуществе”, но
всегда намекают инвесторам.
Фото: Ролтом
Для того чтобы подшипники с нового производства в г.
Томск стали рентабельны, зарплату рабочим, вероятно,
придется держать на низком уровне
К сожалению, говорить о том, что на новом предприятии
экономить на персонале не будут, не приходится. Это очень
хорошо просматривается на примере Прокопьевского завода
(ООО «НПО «Прокопьевский подшипниковый завод»,
г. Прокопьевск, Кемеровская
область - прим. PROMPK.RU-NEWS),
за которым стоит тот же “Финист”. На сегодняшний момент
фактически это злостный неплательщик – задолженность по
зарплате на предприятии составляет свыше 5 млн. рублей! А
дело на контроле местных властей и прокуратуры. Летом под
нажимом кемеровских властей на предприятии частично удалось
погасить долги. Безусловно, сложившуюся ситуацию можно
списать на кризис. Но проблемы, думаю, намного глубже и комплексней. И простой модернизацией оборудования их не
решить.
Поэтому,
думаю, возможность снижение издержек за счет фонда оплаты труда, наравне с уже имеющейся
инфраструктурой и более-менее обученным персоналом нынешнего подшипникового
завода, а также - заинтересованностью владельцев, сыграла
роль в выборе именно томской площадки для реализации столь
крупного инвестиционного проекта, хотя и в ущерб не совсем
хорошей логистики. Томск – это практически тупиковый город,
так как через него не проходят крупные транспортные
магистрали, но, в отличие от того же Прокопьевска, более
доступен.
- А вот что вы думаете по поводу привлечения
западных инвестиционных фондов и компаний для финансирования
новых производств – почему они решили вложиться в
строительство подшипникового завода? Производство
подшипников не приносит же больших прибылей, особенно в
нынешние времена, когда основные потребители –
автомобилестроители - не в лучшем состоянии. К тому же
себестоимость строительства промышленных предприятий в
России очень высока.
- Может быть, много и не
приносит, но все равно это деньги. Достичь при производстве
подшипников нетто-прибыли в 10% от оборота – это было не
плохо в докризисные времена. Кризис - кризисом, а о будущем
стоит думать: на росте экономики хорошо можно заработать.
И как поется в одной пародии, “кризис – это время чудес” .
Сейчас многие за рубежом начинают понимать, что вложения в
ранее казавшийся привлекательным Китай (основной “драйвер”
мировой экономики), несмотря на возможность снизить
издержки, - палка о двух концах. Китайское государство (а
именно оно контролирует все инвестиции в стране) уже
начинает брать под свой контроль доходные предприятия,
созданные при участии иностранцев. Планы о том, чтобы
разместив в Китае производство, можно получить громадные
барыши на Западе, приходиться пересматривать.
Плюс то, что Россия значится в слове БРИК – для некоторых
инвесторов по-прежнему это как “красная тряпка для быка”. В
России вложения потенциально могут быть выгодны, да и
выводить деньги в виде прибыли можно. Неплохо если у вас
есть поддержка структур, например, способных предоставить
клиентскую базу или организационную помощь. Если за
“Проектом ГПЗ” стоят влиятельные организации (а в этом
сомневаться не приходиться, учитывая какие суммы
инвестируются в условиях кризиса – просто так частному
проекту, даже накаченные деньгами госбанки, не дадут), то
оказать помощь есть кому.
Но в российской практике нередко под вывеской “иностранный
инвестиционный фонд” скрывается компания с регистрацией в
другой стране, конечным бенефициаром которой является
персона из России. Для простейшего примера далеко от того же
Томска даже не будем отходить. Недавно ОАО "Томская
энергосбытовая компания" (перепродажа электрической и
тепловой энергии потребителям Томской области) получило
предложения от компании Sibeco Asset Management
(зарегистрирована на Кипре) по выкупу 75% акций. В Томске
стали сразу говорить о приходе иностранного инвестора.
Только, наверное, забыли, что за кипрской компанией стоит
Михаил Абызов (“Группа Е4”, “ТГК-11”). При этом Sibeco уже
владеет ОАО "УК Сибирьэнерго", которая управляет 6
сибирскими энергосбытовыми компаниями, в том числе той же
"Томской энергосбытовой компанией”.
Но вернемся к подшипниковому бизнесу... Если же в проекте
участвуют компании-потребители, значит, они рассчитывают в
дальнейшем на преференции, например, на эксклюзивные условия
поставки какой-то номенклатуры подшипников.
По поводу высокой себестоимости. Если российское государство
даст хорошие преференции, то строительство - не проблема.
Премьер-министр России на недавнишнем инвестиционном форуме
в Сочи заявил, что экономическая целесообразность
строительства заводов автокомпонентов уже возникла.
Фактически речь идет о стратегической задаче. Под нее уже,
вероятно, выделяется какое-то финансирование, правда,
наверное, через аффилированные с государством организации –
например, через те же самые госбанки (“ВТБ”, “Cбербанк”, “Газпромбанк”,
“Россельхозбанк”). А “Проект ГПЗ” как раз со своими
автомобильными подшипниками попадает под эту задачу.
- С кем будут конкурировать заводы “Проекта ГПЗ”?
- По той информации, что в
настоящий момент есть, подшипники, которые будут производить
новые заводы, по техническим характеристикам фактически ни
одной продукции нынешних российских заводов не составят
значительной конкуренции. Возможно, только заводам ЕПК и
Вологодскому подшипниковому заводу - единственные, как
считаю, в России производители способны выпускать
альтернативную продукцию большими партиями, правда, о
крупносерийном производстве в их случаи речи не идет.
Думаю, что продукция “Проекта ГПЗ” в основном будет
конкурировать с импортными комплектующими среднего и
частично высшего ценового диапазона. И, возможно, оттянет
часть клиентов у российских производителей, которые были
вынуждены использовать подшипники российского производства,
но с худшими характеристиками. Так как помимо автомобильных
подшипников “Проект ГПЗ” с большой долей вероятности будет
выпускать и более маржинальные промышленные подшипники, то
потребителями, прежде всего, могут стать производители
электроприводов и насосов.
Но истинный расклад будет понятен, как только заводы
заработают, и их продукция начнет вращаться на рынке.
- Как Вы считаете, каких объемов производства
подшипников в денежном выражении может достичь завод в г.
Томск?
- Еще раз повторюсь,
прогнозировать приватный проект довольно сложно в нынешней
обстановке. Но если взять в сравнении с зарубежными
показателями и исходить, что качественный уровень продукции
приблизится к уровню зарубежной, то можно говорить примерно
следующее. При реализации 3 млн. подшипников в месяц (такова
заявлена максимальная производственная программа томского
завода), учитывая, что подшипники будут ориентированы на
автомобилестроение (то есть речь идет о мелко- и
среднегабаритных подшипниках), а на продукцию будет
держаться относительно высокий уровень отпускных цен, то
объемы могут достичь $200-250 млн. Это по оптимистичному
варианту. По факту, возможно, на начальном этапе
существования будет половина от этой цифры или даже треть.
- С какими сложностями столкнется “Проект ГПЗ” в
Томске?
- Cамая большая и трудно
решаемая проблема, которая существует сегодня и ее придется
как-то преодолевать – это отсутствие оборотных средств у
завода. Основные потребители нынешней продукции - тот же
российский автопром – сейчас не в очень хорошей ситуации:
потребляют мало и требуют отсрочек. А нет оборотных средств
– нет зарплаты персоналу, растут долги перед поставщиками и
кредиторами, возникают проблемы с получением новых кредитов.
Господин Магазов
упоминал на Форуме о федеральном финансировании и зарубежных
инвесторах, с которыми якобы есть определенные согласования.
У меня лично большие сомнения, что так просто получить
финансирование с их стороны.
Зарубежные банкиры и
прочие инвесторы хотя могут предложить небольшой процент, но
ныне крайне осторожны. Они, вероятно, войдут в процесс
модернизации, когда тот уже будет запущен, однако только в
случае, когда появятся реальные гарантии того, что возможно
не только вернуть свои деньги, но и заработать.
Госбанки? Просто так они не дадут на выгодных для “Проект
ГПЗ” условиях. Да и захотят ли что-то давать для завода
совсем недалеко находящегося от банкротного состояния?
“Томский подшипник” уже набрал кредитов на 150 млн. рублей у
банков и оплачивает их “скрепя всеми шестеренками”. Госбанки
– это не благотворительные организации, если даже речь идет
о важных для России отраслях. Только если кто-то “сверху”
даст команду, то госбанки “влезут” в проект по модернизации.
Основная надежда в нынешней экономической обстановке
– это попасть в систему правительственных дотаций, субвенций
и субсидий. Через нее можно привлечь деньги, хотя убеждать
чиновников- дело нелегкое.
Наша редакция также попыталась выяснить мнения игроков рынка
о реализуемом “Проекте ГПЗ”.
В пресс-службе Европейской подшипниковой корпорации
(ЕПК), крупнейшего производителя
подшипников в России, заявили, что
“по
номенклатуре ЕПК и “Проект ГПЗ” пересекаться не будут и
конкуренции корпорация избежит".
К сожалению, в других опрошенных торговых и производящих
компаниях нам отказали в комментариях, сославшись на
отсутствие информации.
И так, модернизация производства в г. Томск уже идет и с
2010 года один из элементов “Проекта ГПЗ”
должен заработать. Однако пока не понятно, во что это все
выльется и изменит ли расстановку сил на внутреннем
российском рынке.
Погашение долгов по зарплате на подшипниковом заводе в
г. Томск за счет средств инвестиционного проекта «Проект
ГПЗ»?
Модернизация подшипниковых заводов в Сибири – один из элементов проекта
“ГПЗ”
«Проект ГПЗ» проявил себя? |
Новости SNR
Новости NTN
Новости Дистрибьютора
Новости отрасли
|