<< На главную страницу    << Новости    << Новости отрасли    Экспорт новостей отрасли (RSS)>>

|

Завод “Проекта ГПЗ” в г. Томск. Мнения

 

 

Смотрите также:

 

 

Дата публикации: 28/09/2009

 

По сообщениям российских средств массовой информации, в рамках прошедшего в г. Томск XII Инновационного форума состоялось подписание нескольких экономически важных соглашений. В том числе администрацией области было подписано соглашение о взаимодействии с ООО “Компания Финист” (зарегистрировано в г. Кемерово). В рамках данного соглашения планируется реализация масштабного инвестиционного проекта по техническому перевооружению производства подшипников, что позволит томским производителям осуществлять выпуск качественно новой продукции. Основные потребители продукции – автосборочные предприятия страны. Общий объем инвестиций должен составить €250 млн. Срок окупаемости проекта оценивается самой компанией в 3.5 года. Финансируют проект российские финансовые учреждения и иностранные инвестиционные фонды.
 

Сергей Магазов привлечет значительные инвестиции в провинциальный подшипниковый завод

 

Фото: Ролтом

 

Сергей Магазов привлечет значительные инвестиции в провинциальный подшипниковый завод 


Совладельцем ООО “Компания Финист” является Сергей Магазов - генеральный директор инвестиционной компании ООО “Проект ГПЗ”, патронируемая, предположительно, государственной корпорацией “Ростехнологии”. В настоящий момент ООО “Проект ГПЗ” планирует также построить завод по производству подшипников стоимостью 10 млрд. рублей в Тверской области. Соответствующее соглашение между администрацией Тверской области и руководством компании было подписано летом этого года в Санкт-Петербурге на XIII Петербургском международном экономическом форуме. Планируется выпускать до 10 млн. подшипников в год и создать около 100 новых рабочих мест.

Напомним, что о модернизации подшипникового завода в г. Томск стало известно еще в том году. Пресс-служба ЗАО "Томский подшипник" (владелец завода) сообщила, что компания заключила контракт на поставку оборудования с японской фирмой. Сумма сделки составила 19 миллионов 300 тысяч евро. В течение полугода японцы должны были поставить "Томскому подшипнику" 145 современных токарных станков. Новое оборудование позволило бы на томской производственной площадке производить до 3 миллионов подшипников в месяц уже с 2010 года.

ЗАО "Томский подшипник" при содействии ООО “Компания Финист” приобрело производственные мощности ОАО “Ролтом” (ранее принадлежал томский подшипниковый завод), в канун подписания соглашения о создании нового подшипникового производства окончательно признанное неплатежеспособным. До настоящего момента ЗАО "Томский подшипник" поставляло на рынок подшипники под маркой “Ролтом” по франчайзинговому контракту.

Мы обратились к независимому аналитику Андрею Ильченко, который первым заявил о причастности “Проекта ГПЗ” к модернизации подшипникового завода в Томске, задав ему несколько вопросов, чтобы понять о возможном будущем подшипникового производства в этом сибирском городе.

- Что в целом Вы можете сказать по поводу строительства нового производства в г. Томск?

- Думаю, стоит подождать, когда заводы ”Проекта ГПЗ” начнут выпуск продукции. Тогда и поговорим поподробнее. Правда, вырисовывается пара несложных гамбитов. Хотя сейчас пока не совсем стабильная ситуация в экономике, и прогнозировать в долгосрочной перспективе с большой точностью не думаю, что кто-то будет. Не исключено, что “Проект ГПЗ” будет вынужден пересматривать свои планы. К сожалению, проект закрытый и открытой информации не так много.


- Хорошо. Как Вы считаете, заявленный срок окупаемости томского завода в 3.5 лет – это реально? Вкладываются очень значительные средства. И почему выбрали Томск?

- Насчет сроков окупаемости в 3.5 года томского завода – это весьма-весьма оптимистично. В случае если, конечно, речь идет о 250 млн. евро. Я не знаю, из каких соображений появилась эта цифра, однако она вполне реализуемая. Но при определенных условиях. Когда будет высокая маржа, платежеспособные клиенты будут разбирать подшипники как горячие пирожки, а издержки на инфраструктуру, НИОКР и персонал будут минимизированы.

Что-что, а экономить на уровне зарплат у нас умеют, особенно при размещении производственных площадок в провинциальных городах. Например, в Западной Европе рабочий на подшипниковом предприятии в провинциальном городе может претендовать на зарплату в 1.5-2 тысячи евро из расчета полного рабочего дня. На отечественных подшипниковых заводах в провинции - раз в 5-6 меньше. А в Томске, кстати, еще одним из понижающих зарплату факторов является довольно большое число студентов (в городе до 100 тыс. учащихся ВУЗов и аспирантов на полмиллиона жителей!), способных, если потребуется, как они сами выражаются, работать за еду. Местные власти, хотя в открытую стараются не говорить о таком “преимуществе”, но всегда намекают инвесторам.
 

Для того чтобы подшипники с нового производства в г. Томск стали рентабельны, зарплату рабочим, вероятно, придется держать на низком уровне

  

Фото: Ролтом

  

Для того чтобы подшипники с нового производства в г. Томск стали рентабельны, зарплату рабочим, вероятно, придется держать на низком уровне


К сожалению, говорить о том, что на новом предприятии экономить на персонале не будут, не приходится. Это очень хорошо просматривается на примере Прокопьевского завода
(ООО «НПО «Прокопьевский подшипниковый завод», г. Прокопьевск, Кемеровская область - прим. PROMPK.RU-NEWS), за которым стоит тот же “Финист”. На сегодняшний момент фактически это злостный неплательщик – задолженность по зарплате на предприятии составляет свыше 5 млн. рублей! А дело на контроле местных властей и прокуратуры. Летом под нажимом кемеровских властей на предприятии частично удалось погасить долги. Безусловно, сложившуюся ситуацию можно списать на кризис. Но проблемы, думаю, намного глубже и комплексней. И простой модернизацией оборудования их не решить.

 

Поэтому, думаю, возможность снижение издержек за счет фонда оплаты труда, наравне с уже имеющейся инфраструктурой и более-менее обученным персоналом нынешнего подшипникового завода, а также - заинтересованностью владельцев, сыграла роль в выборе именно томской площадки для реализации столь крупного инвестиционного проекта, хотя и в ущерб не совсем хорошей логистики. Томск – это практически тупиковый город, так как через него не проходят крупные транспортные магистрали, но, в отличие от того же Прокопьевска, более доступен.

- А вот что вы думаете по поводу привлечения западных инвестиционных фондов и компаний для финансирования новых производств – почему они решили вложиться в строительство подшипникового завода? Производство подшипников не приносит же больших прибылей, особенно в нынешние времена, когда основные потребители – автомобилестроители - не в лучшем состоянии. К тому же себестоимость строительства промышленных предприятий в России очень высока.

- Может быть, много и не приносит, но все равно это деньги. Достичь при производстве подшипников нетто-прибыли в 10% от оборота – это было не плохо в докризисные времена. Кризис - кризисом, а о будущем стоит думать: на росте экономики хорошо можно заработать. И как поется в одной пародии, “кризис – это время чудес” .

Сейчас многие за рубежом начинают понимать, что вложения в ранее казавшийся привлекательным Китай (основной “драйвер” мировой экономики), несмотря на возможность снизить издержки, - палка о двух концах. Китайское государство (а именно оно контролирует все инвестиции в стране) уже начинает брать под свой контроль доходные предприятия, созданные при участии иностранцев. Планы о том, чтобы разместив в Китае производство, можно получить громадные барыши на Западе, приходиться пересматривать.

Плюс то, что Россия значится в слове БРИК – для некоторых инвесторов по-прежнему это как “красная тряпка для быка”. В России вложения потенциально могут быть выгодны, да и выводить деньги в виде прибыли можно. Неплохо если у вас есть поддержка структур, например, способных предоставить клиентскую базу или организационную помощь. Если за “Проектом ГПЗ” стоят влиятельные организации (а в этом сомневаться не приходиться, учитывая какие суммы инвестируются в условиях кризиса – просто так частному проекту, даже накаченные деньгами госбанки, не дадут), то оказать помощь есть кому.

Но в российской практике нередко под вывеской “иностранный инвестиционный фонд” скрывается компания с регистрацией в другой стране, конечным бенефициаром которой является персона из России. Для простейшего примера далеко от того же Томска даже не будем отходить. Недавно ОАО "Томская энергосбытовая компания" (перепродажа электрической и тепловой энергии потребителям Томской области) получило предложения от компании Sibeco Asset Management (зарегистрирована на Кипре) по выкупу 75% акций. В Томске стали сразу говорить о приходе иностранного инвестора. Только, наверное, забыли, что за кипрской компанией стоит Михаил Абызов (“Группа Е4”, “ТГК-11”). При этом Sibeco уже владеет ОАО "УК Сибирьэнерго", которая управляет 6 сибирскими энергосбытовыми компаниями, в том числе той же "Томской энергосбытовой компанией”.

Но вернемся к подшипниковому бизнесу... Если же в проекте участвуют компании-потребители, значит, они рассчитывают в дальнейшем на преференции, например, на эксклюзивные условия поставки какой-то номенклатуры подшипников.

По поводу высокой себестоимости. Если российское государство даст хорошие преференции, то строительство - не проблема. Премьер-министр России на недавнишнем инвестиционном форуме в Сочи заявил, что экономическая целесообразность строительства заводов автокомпонентов уже возникла. Фактически речь идет о стратегической задаче. Под нее уже, вероятно, выделяется какое-то финансирование, правда, наверное, через аффилированные с государством организации – например, через те же самые госбанки (“ВТБ”, “Cбербанк”, “Газпромбанк”, “Россельхозбанк”). А “Проект ГПЗ” как раз со своими автомобильными подшипниками попадает под эту задачу.


- С кем будут конкурировать заводы “Проекта ГПЗ”?

- По той информации, что в настоящий момент есть, подшипники, которые будут производить новые заводы, по техническим характеристикам фактически ни одной продукции нынешних российских заводов не составят значительной конкуренции. Возможно, только заводам ЕПК и Вологодскому подшипниковому заводу - единственные, как считаю, в России производители способны выпускать альтернативную продукцию большими партиями, правда, о крупносерийном производстве в их случаи речи не идет.

Думаю, что продукция “Проекта ГПЗ” в основном будет конкурировать с импортными комплектующими среднего и частично высшего ценового диапазона. И, возможно, оттянет часть клиентов у российских производителей, которые были вынуждены использовать подшипники российского производства, но с худшими характеристиками. Так как помимо автомобильных подшипников “Проект ГПЗ” с большой долей вероятности будет выпускать и более маржинальные промышленные подшипники, то потребителями, прежде всего, могут стать производители электроприводов и насосов.

Но истинный расклад будет понятен, как только заводы заработают, и их продукция начнет вращаться на рынке.


- Как Вы считаете, каких объемов производства подшипников в денежном выражении может достичь завод в г. Томск?

- Еще раз повторюсь, прогнозировать приватный проект довольно сложно в нынешней обстановке. Но если взять в сравнении с зарубежными показателями и исходить, что качественный уровень продукции приблизится к уровню зарубежной, то можно говорить примерно следующее. При реализации 3 млн. подшипников в месяц (такова заявлена максимальная производственная программа томского завода), учитывая, что подшипники будут ориентированы на автомобилестроение (то есть речь идет о мелко- и среднегабаритных подшипниках), а на продукцию будет держаться относительно высокий уровень отпускных цен, то объемы могут достичь $200-250 млн. Это по оптимистичному варианту. По факту, возможно, на начальном этапе существования будет половина от этой цифры или даже треть.

 

- С какими сложностями столкнется “Проект ГПЗ” в Томске?

- Cамая большая и трудно решаемая проблема, которая существует сегодня и ее придется как-то преодолевать – это отсутствие оборотных средств у завода. Основные потребители нынешней продукции - тот же российский автопром – сейчас не в очень хорошей ситуации: потребляют мало и требуют отсрочек. А нет оборотных средств – нет зарплаты персоналу, растут долги перед поставщиками и кредиторами, возникают проблемы с получением новых кредитов.

Господин
Магазов упоминал на Форуме о федеральном финансировании и зарубежных инвесторах, с которыми якобы есть определенные согласования. У меня лично большие сомнения, что так просто получить финансирование с их стороны.

Зарубежные банкиры и прочие инвесторы хотя могут предложить небольшой процент, но ныне крайне осторожны. Они, вероятно, войдут в процесс модернизации, когда тот уже будет запущен, однако только в случае, когда появятся реальные гарантии того, что возможно не только вернуть свои деньги, но и заработать.

Госбанки? Просто так они не дадут на выгодных для “Проект ГПЗ” условиях. Да и захотят ли что-то давать для завода совсем недалеко находящегося от банкротного состояния? “Томский подшипник” уже набрал кредитов на 150 млн. рублей у банков и оплачивает их “скрепя всеми шестеренками”. Госбанки – это не благотворительные организации, если даже речь идет о важных для России отраслях. Только если кто-то “сверху” даст команду, то госбанки “влезут” в проект по модернизации.

Основная надежда в нынешней экономической обстановке – это попасть в систему правительственных дотаций, субвенций и субсидий. Через нее можно привлечь деньги, хотя убеждать чиновников- дело нелегкое.


Наша редакция также попыталась выяснить мнения игроков рынка о реализуемом “Проекте ГПЗ”.

В пресс-службе Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК), крупнейшего производителя подшипников в России, заявили, что “по номенклатуре ЕПК и “Проект ГПЗ” пересекаться не будут и конкуренции корпорация избежит".

К сожалению, в других опрошенных торговых и производящих компаниях нам отказали в комментариях, сославшись на отсутствие информации.

И так, модернизация производства в г. Томск уже идет и с 2010 года один из элементов “Проекта ГПЗ” должен заработать. Однако пока не понятно, во что это все выльется и изменит ли расстановку сил на внутреннем российском рынке.
 

 

 

Другие новости по теме:
 

Погашение долгов по зарплате на подшипниковом заводе в г. Томск за счет средств инвестиционного проекта «Проект ГПЗ»? 

 

Модернизация подшипниковых заводов в Сибири – один из элементов проекта “ГПЗ”

 

«Проект ГПЗ» проявил себя?

Новости SNR

 

Новости NTN

 

Новости Дистрибьютора

 

Новости отрасли

 

 


Использование текста и иллюстраций статей из раздела “Новости подшипниковой отрасли” возможно без согласования, но с обязательной обратной ссылкой на страницу с оригинальным материалом или сайт www.prompk.ru

Любое цитирование и иное использование материалов из других разделов сайта возможно только со ссылкой на сайт prompk.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2012, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта