Дата публикации:
31/07/2009
На пресс-конференции 28 июля, прошедшей в Томском Бюро информационного
агентства “Интерфакс-Сибирь”, первый вице-губернатор
Томской области Оксана Козловская
рассказала о ситуации на промышленных предприятиях этого сибирского
региона, в том числе и об одном из крупнейших местных машиностроительных
заводов – Томском подшипниковом заводе (ныне
ЗАО “Томский подшипник”). Как сообщила госпожа
Козловская, на заводе идет серьезная
модернизация, которая должна пройти к 2010 году, после чего он сможет
выпускать малошумные подшипники для российских автозаводов.
“Когда были подписаны соглашения по
строительству ряда автомобильных заводов в России, то в рамках этих
межправительственных соглашений между Россией и Японией, между Россией и
Германией, были определены условия, по которым, в том числе, и
комплектующие должны будут производиться в России. И вот как раз под эти
договоренности и попадает наш подшипниковый завод”, –
объяснила первый вице-губернатор собравшимся на пресс-конференции
журналистам, при этом уточнив, что проект реализуется
"фактически под присмотром госкорпорации “Ростехнологии”.
По словам Оксаны Козловской, вместе с томским подшипниковым заводом
ведется аналогичная модернизация и бывшего ГПЗ-14,
который находится в Прокопьевске. Вместе с продукцией томского завода
прокопьевские подшипники также будут поставляться на российские
автозаводы.
По мнению независимого эксперта
Андрея Ильченко,
“в Томске и Прокопьевске может реализовываться один из элементов
проекта “ГПЗ” под контролем ГК “Ростехнологии”, заключающийся в том,
чтобы объединить под эгидой этой госкорпорации подшипниковые заводы,
которые бы производили подшипники для гражданских и военных
потребителей контролируемых государством”.
“В советское время заводы в Томске (довольно
крупное предприятие) и Прокопьевске (небольшое предприятие) были
сориентированы на производство подшипников для местных военных заводов и
частично гражданских, в том числе отечественного автомобилестроения. И
могли выпускать подшипники до 2 класса точности включительно. Но после
разрухи 90-х годов, когда рвались все цепочки между предприятиями и
многие потребители уходили в небытие, эти заводы оказались в крайне
сложном положении, даже прошли банкротство. В свое время, например,
Томский подшипниковый завод хотели купить москвичи и реализовать там
производство тел качения, однако не удалось договориться. Если не
ошибаюсь, то несколько лет назад эти заводы перешли под управление
кемеровской компании “Финист”, занимающейся консалтингом. Причем
задешево! Но в отличие от многих private equity (по крайней мере, так
выглядела сделка со стороны: купить, реструктуризировать и перепродать)
компания решилась все же провести модернизацию заводов, для чего
потребовалась бы сумма более $100 млн. Безусловно, ТАКИЕ средства просто
так не возникают из воздуха. Да и на нынешнюю закупку и установку
современных станков (этот этап модернизации начался еще осенью 2008
года) только на “Томском подшипнике” потребовались тоже не малые деньги
– почти $20 млн. Возникает вопрос, откуда у компании, ранее занимавшейся
аналитикой рынков, взялись такие свободные средства? Дали банки? Или
помогли местные власти (имею в виду администрации Томской области и
Кузбасса)? Может быть. Но, думаю, тут не обошлось без содействия бывших
предприятий-потребителей, особенно из оборонной и автомобильной
промышленности, которые КРАЙНЕ нуждаются в поставках качественных
подшипников на приемлемых для себя условиях, чего не могут дать
зарубежные подшипниковые компании, да и российские тоже. А кто у нас
контролирует эти отрасли? Вот тут-то и вырисовываются “Ростехнологии”,
руководимые господином Чемезовым. Не исключено, что когда заводы будут
модернизированы и начнут приносить прибыль, они будут переданы (проданы)
“Ростехнологиям”, – объяснил свое мнение эксперт.
Напомним, в 2007 году стало известно, что ФГУП “Рособоронэкспорт”
(входит в состав ГК “Ростехнологии”) начинает
реализацию проекта “ГПЗ” (Государственный
подшипниковый завод), целью которого является создания
собственного подшипникового холдинга, включающего в себя подшипниковые
заводы выпускающие продукцию для подконтрольных государству предприятий
из военного и гражданского секторов. По слухам, речь первоначально речь
шла о покупке контрольных пакетов четырех предприятий:
Вологодского подшипникового завода, “Томского
подшипника”, Прокопьевского подшипникового завода,
а также Минского подшипникового завода в Республике
Беларусь, - чтобы превратить новое государственное объединение в
фактически крупнейшего производителя подшипников в России. Для
реализации проекта была создана компания “Проект ГПЗ”.
Некоторое время о “ГПЗ” не было новостей. Однако в июне
этого года стало известно, что в Тверской области в ближайшие пять лет
компания “Проект ГПЗ” построит подшипниковый завод с
производственной мощностью 10 миллионов подшипников в год. Общий объем
инвестиций может составить 10 млрд. рублей.
«Проект ГПЗ» проявил себя?
ЗАО Томский подшипник закупило токарные станки в Японии | Новости SNR
Новости NTN
Новости Дистрибьютора
Новости отрасли
|