На этой неделе
межведомственная комиссия по заключению, изменению и расторжению
специальных инвестиционных контрактов при Минпромторге РФ приняла
решение предоставить право на заключение специальных контрактов на
условиях СПИК 2.0 трем предприятиям, два из которых – подшипниковые
заводы в Саратове и Твери. СПИК 2.0 дает возможность инвесторам
проводить более стабильную и прогнозируемую реализацию своих
проектов.
Иллюстрация: Минпромторг РФ
Право на заключения специальных
инвестиционных контрактов, предоставляющих льготы от федерального
правительства и местной власти, предоставлено под проекты развития
подшипниковых заводов по производству кассетных буксовых подшипников
в Твери и Саратове
В декабре 2020 года
стартовал открытый конкурсный отбор на заключение специальных
инвестконтрактов в целях внедрения или разработки и внедрения
технологии “Технология изготовления конического подшипника
кассетного типа с телами качения повышенного ресурса”. 19 мая
Минпромторг окончательно выбрал победителей. Ими стали заводы ООО
“ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания” (г. Саратов) и ООО “СКФ” (г.
Тверь), которые специализируются на производстве кассетных буксовых
железнодорожных подшипников.
СПИК 2.0 или
СПециальный Инвестиционный Контракт версии 2.0 - это соглашение
между инвестором и государством, по которому инвестор обязуется
реализовать инвестиционный проект с правом получения различных
преференций и льгот от государства. Кроме того, предприятиям
предоставляется упрощенный доступ к госзаказу, они проходят
ускоренную и упрощенную процедуру получения статуса Made in Russia.
Также, на них распространяется ряд стимулирующих мер,
предусмотренных российскими регионами, в том числе: льготы по
налогам на прибыль и имущество, специальные условия аренды земельных
участков.
СПИК был внедрен в
2014 году. В 2019 была создана версия 2.0. Ее основные отличия
следующие:
- отменен минимальный
порог инвестиций в проект;
- увеличен срок действия СПИК: до 15 лет
(инвестиции менее 50 млрд ₽) и до 20 лет (инвестиции более 50 млрд
₽);
- в
рамках проекта обязательно должна применяться современная
технология. Порядок формирования перечня современных технологий
утвержден постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 г. №319;
- СПИК будет заключаться при
одновременном участии РФ, субъекта РФ и муниципального образования;
- заявки на участие в конкурсе по новому
механизму будут подаваться удаленно через систему ГИСП и
рассматриваться на конкурсной основе.
В настоящий момент в
России три подшипниковых завода выпускающих кассетные буксовые
подшипники:
1) “ЕПК-Бренко” (г.
Саратов) – совместное предприятие российского подшипникового
холдинга “ЕПК” (бывшая “Европейская подшипниковая корпорация”) и
американского производителя буксовых подшипников Brenco
(подразделение Amsted Rail, американского производителя компонентов
и узлов для железнодорожной техники);
2) “СКФ” (г. Тверь) – подразделение
шведского производителя подшипников SKF, ранее известное как “СКФ
ТВЕРЬ”;
3)
"Тимкен ОВК" (г. Тихвин) - совместное предприятие вагоностроительной
Объединённой Вагонной Компании (ОВК) с американским производителем
подшипников Timken.
"Тимкен ОВК" – является сборочным
предприятием, где подшипники в основном собирают из привозимых из-за
рубежа компонентов. "Тимкен ОВК" – является сборочным предприятием,
где подшипники в основном собирают из привозимых из-за рубежа
компонентов. В тоже время “ЕПК-Бренко” и “СКФ” стремятся максимально
локализировать производство.