Дата публикации: 25/09/2010
Обновлено: 30/09/2010
Несмотря на все заявления владельцев (более подробнее в
статье
«Проект ГПЗ» в г. Томск «накрывается медным тазом»?) долги по зарплате
700 работникам ЗАО «Томский подшипник» и
дочерних организаций, которые расположены на территории
подшипникового завода в г.Томск, ко вторнику так и не были
погашены. 22 рабочих, в том числе и 1 женщина, после того
как стало понятно, что денег не предвидится, объявили
голодовку. Основной владелец завода –
Сергей Магазов – в Томске не появился, он оказался
занят оформлением кредита. Задолженность перед сотрудниками по предварительным данным составляет около 50 млн. рублей.
Проводимая голодовка уже вторая за последние три месяца. В
начале июля после недельной голодовки нескольких сотрудников
руководство предприятия под нажимом прокуратуры и областной
администрации погасило им долг, а остальным работникам
пообещало еженедельно выплачивать по 2 млн. рублей за счет
распродажи имущества завода и кредитных средств. На деле
выплаты прекратились уже в августе.
Сергей Магазов сделал основную ставку не на
распродажу имущества (так как хотел его сохранить в надежде
на дальнейшее развитие завода), а на взятие 65 миллионного
кредита под 17% годовых в московском
«Соцэкономбанке», который до 10 сентября обещал
рассмотреть заявку. Но «добро» банк дал только 13 сентября.
Выплаты долгов были отодвинуты к октябрю.
Во вторник
21 сентября у стен заводского общежития прошла акция
протеста организованная профсоюзами. В ней приняло участие
около 100 человек. Пришли и представители власти, которые
попытались успокоить собравшихся. В тот же день всем
нуждающимся по линии соцзащиты были сделаны безвозмездные
выплаты по 2 000 рублей. После встречи с первым заместителем
губернатора Оксаной Козловской
голодающие согласились прекратить голодовку. Уже в среду все
долги перед ними в размере более 2,5 млн. рублей были
полностью погашены за счет областного бюджета.
Губернатор Томской области Виктор Кресс во вторник заявил, что не
исключает возможности погашения долга по зарплате перед
рабочими ЗАО «Томский подшипник» и его дочерних предприятий
за счет бюджетных средств. В среду первые деньги из
областного бюджета поступили работникам подшипникового завода
Областная администрация заявила, что до конца не доверяет
обещаниям Сергея Магазова и
для ускорения процесса готова предоставить предприятию
целевой заем на погашение задолженности по зарплате. Для
этого на очередное заседание областной думы 30 сентября
планируется вынести такое предложение. Проблем с принятием
нужного решения не предвидится.
По плану 25 млн.
рублей должны поступить в карманы работников подшипникового
завода уже до конца сентября. Полностью задолженность
планируется погасить к концу октября. Так как прямое
финансирование частного предприятия из бюджета юридически
невозможно, то деньги пройдут через один из местных
благотворительных некоммерческих фондов. Заемщик обязан
будет вернуть деньги до конца этого года.
В тоже
время из Санкт-Петербурга был вызван один из бенефициаров
ЗАО «Томский подшипник».
Власти собираются банкротить предприятие, так как не видят
иного выхода: нынешние владельцы завода показали свою
неэффективность, и пора приглашать новых инвесторов.
«Мы действительно хотим, чтобы в Томске было создано производство высокоточных подшипников. Среди вариантов — использование возможностей технико-внедренческой зоны и привлечение новых инвесторов, с которыми переговоры ведутся уже более месяца. Я надеюсь, что в ближайшее время их представители появятся в Томске», —
передает слова Оксаны Козловской
пресс-служба администрации Томской области.
Прокуратура, прекратившая 13 сентября дело по невыплате
заработной платы из-за отсутствия состава преступления,
вновь возобновило расследование. На этот раз, обратив
внимание на возможные нарушения при получении кредитов под
залог имущества предприятия.
К сожалению, на заводе
нет исполнительного лица, который смог бы подписать все
необходимые документы. Все директора были ранее
дисквалифицированы из-за задержки зарплат, а нынешний
управляющий Анатолий Симакович
не обладает необходимыми полномочиями.
Сергей Магазов обещал после
прибытия в Томск занять пост исполнительного директора,
однако и он может быть дисквалифицирован по требованию
трудовой инспекции и прокуратуры. Поэтому вопрос о создании
управленческой структуры на предприятии скоро выйдет на
первый план.
Одной из причин прямого вмешательства
местных властей наблюдатели называют приближающиеся выборы
муниципальных депутатов, которые пройдут 10 октября.
Активность КПРФ вокруг «Томского
подшипника», начавшаяся еще в июле, а также открытое
недоверие рабочих к действующим депутатам городской думы от
«Единой России», обещавшие помочь
разобраться в ситуации, но так и ничего заметного не
сделавшие*, не на руку областным чиновникам.
Для
Белого дома, поддерживающего «Единую Россию»,
необходимо, чтобы большинство мест в городской думе г.Томск
получили представители партии власти. После не совсем
удачных для «Единой России» выборов в
местные органы самоуправления 14 марта 2010 г., прошедшие в
районах Томской области, где большую долю голосов получили
самовыдвиженцы и представители КПРФ, новый
провал грозит ухудшением взаимоотношений областной
администрации с центральными властями.
Кроме того,
высказываются мнения, что губернатор
Виктор Кресс может через некоторое время покинуть
свой пост. Господин Кресс
бессменно руководит регионом с 1990 г. и ему уже 62 года, а
это уже достаточные аргументы для прихода «молодой крови» в
преддверии президентских выборов. И крайне важным
становится, как уйдет нынешний руководитель региона: на коне
или на щите. Если в глазах центра все будет положительно, то
Виктор Кресс покинет свой пост
вполне спокойно и, возможно, займет какую-нибудь почетную
должность, а его команда с большой долей вероятности
останется на местах. В противном случае во главе региона
может стать совершенно новый человек, назначенный Москвой,
который начнет передвижки на местном «олимпе власти».
Судьба же томского подшипникового завода до конца не
ясна. Как только будет произведен полный расчет, 400 рабочих
сократят, а остальные 300 сотрудников продолжат значиться на
предприятии. Однако будут ли они действительно работать или
вновь сидеть по домам и получать 2/3 заработной платы?
Смогут ли нынешние владельцы возобновить функционирование
предприятия и начать давно обещанную модернизацию? Или
местные власти все же инициируют конкурсное управление,
чтобы распродать имущество и тем самым погасить все долги
перед кредиторами, чтобы затем пригласить других инвесторов?
И какой инвестор реально возьмет на себя головную боль по
восстановлению предприятия, находящегося в одном шаге от
очередного банкротства? На эти вопросы пока ответов нет.
* 14 июля на заседании городской думы по инициативе фракции
от партии «Единая Россия» была создана комиссия по разрешению кризисной ситуации на подшипниковом заводе. Однако единственным заметным результатом действия этой комиссии стало обращение к
Правительству РФ, чтобы то поддержало российских производителей подшипников и поставило преграды перед экспансией дешевых китайских подшипников, которая, по мнению депутатов, является одной из основных проблем подшипникового завода в г. Томск.
24 сентября на митинге работников ЗАО «Томский подшипник» был
освистан собравшимися рабочими
действующий депутат-единорос областной
думы Иван Кляйн
(совладелец и генеральный директор местного пивного завода
ОАО
«Томское пиво»). Это произошло сразу после того, как господин
Кляйн попытался прорекламировать свою партию.
ПОСТСКРИПТУМ
30 сентября на заседании областной думы Томской области депутаты поддержали предложение администрации области выделить 50 млн. рублей на погашение задолженности по заработной плате работникам « Томского подшипника». Средства в виде субсидии поступят на расчетный счет некоммерческого благотворительного фонда « Томское созидание». Фонд обязан заключить с каждым сотрудником подшипникового предприятия договор и по нему выплатить причитающиеся деньги.
В настоящий момент Сергей Магазов подписывает документы гарантирующие погашение займа. Если до конца года « Томский подшипник» не рассчитается с бюджетом, то против него могут быть поданы судебные иски и инициирована процедура банкротства.
Краткая справка
ЗАО «Томский подшипник» - промышленный
конгломерат, состоящий из разделенных для налоговой
оптимизации ООО «Инструмент-Т»,
ООО
«Автоподшипник-Т», ООО «Подшипник-Т»
и ряда других юридических лиц. Может выпускать подшипники
качения (нормального и высокого классов точности,
малошумные) под маркой «Ролтом»,
роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в
ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для
производства. Общее число сотрудников - около 700 человек. В 2009 году,
cогласно данным информационной системы
«СПАРК-Интерфакс», доход
ЗАО «Томский подшипник» составил 61 млн руб., валовая прибыль — около 20 млн. руб., убытки — 30,7 млн. руб., кредиторская задолженность - 151,7 млн. руб.
Главным собственником является
Магазов
Сергей Вильевич (г. Москва, генеральный директор ООО «Проект
ГПЗ»). И.о директора
-
Симакович Анатолий Михайлович.
Акционерное общество было
создано в 1999 г. в качестве дочернего предприятия ОАО
«Ролтом», появившееся в 1992 г. после акционирования ГПЗ-5,
производившего с 1941 г. подшипники в основном шариковой
группы. К 2006 г. ЗАО «Томский подшипник» было выкуплено
структурами близкими совладельцу кемеровской консалтинговой
компании «Финист»
Магазову С. В. В настоящий момент
ОАО
«Ролтом» признано банкротом. Часть его имущества было
продано или передано в аренду ЗАО «Томский подшипник».
На предприятии
объявлена реализация элемента инвестиционного проекта
«Проект ГПЗ» по созданию на территории
России подшипниковых предприятий мирового уровня. В г. Томск
должны быть созданы современные кузнечные и
металлообрабатывающие цеха для выпуска малошумных
подшипников нового поколения. Но ухудшение экономической
ситуации в стране и связанные с этим ужесточение кредитной
политики многими банками и инвестиционными фондами сильно
затормозили реализацию этого амбициозного проекта. При этом
завод из-за сокращения заказов, конкуренции и низкой
рентабельности свалился в долговую яму и перестал привлекать
внешних инвесторов. Весной 2010 г. предприятие полностью
было остановлено из-за долгов перед поставщиками.
«Проект ГПЗ» в г. Томск «накрывается медным тазом»?
На
«Томском подшипнике» началась голодовка
Руководителя “Проект ГПЗ” могут привлечь к уголовной
ответственности?
|
|