Дата публикации: 12/09/2010
В июле этого года мы сообщали, что на подшипниковом
заводе ЗАО «Томский подшипник» (г. Томск, Россия), за
которым стоит инвестиционная компания «Проект ГПЗ» (г.
Москва, Россия), из-за систематической задержки заработной платы прошла
голодовка. Общая сумма долга перед работниками на том момент составляла
почти 48 млн. рублей. После почти недели голодовки под давлением
местных властей, депутатов и прокуратуры 1.8 млн. рублей были выплачены только
голодающим. Остальным сотрудникам (а это почти 700 человек) обещалось
погасить задолженность до 10 сентября, еженедельно направляя на расчет
по 2 млн. рублей полученные от распродажи имущества и от кредитных
организаций.
Однако в эту пятницу стало известно, что долги к
сроку не погашены. Последние деньги от работодателя рабочие с их слов
получили еще 5 недель назад. Персонал готов возобновить голодовку.
Временно исполняющий обязанности директора завода Анатолий Симакович
на
встрече с работниками сообщил, что у предприятия средств нет, и они не
предвидятся, даже если рабочие вновь начнут голодать – все что
можно было заложено, кредиты банки не дают. При этом масштабных
сокращений (по плану - увольнение более 400 человек), которые должны
были начаться с 1 сентября, не будет, поскольку долги по зарплате так и
не были выплачены до конца.
Несмотря на все заверения руководства и владельца томского подшипникового завода вернуть все долги рабочим до 10 сентября, это так и не произошло. Новая голодовка не за горами
Как считает один из опрошенных нами аналитиков,
«Проект ГПЗ» в Томске накрывается медным тазом, а
сохранение рабочих мест – это жест доброй воли: у рабочих увеличивается
шанс в случае очередного банкротства или смены владельца получить свои деньги».
«Финансов нет, и рабочие не
дождутся их, независимо от того, будут они голодать или не будут. Об
этом, со слов рабочих, говорит сам управляющий завода. И это следовало
ожидать. Собственник – ООО «Проект ГПЗ» – не обладает собственными
средствами, так как эта фирма не больше чем посредническая организация,
созданная для управления денежными потоками. Дать деньги предприятию, у
которого все заложено и оно не имеет возможности вести полноценную
деятельность, желающих, по всей видимости, тоже нет. Требования для
получения правительственных субсидий ужесточились, а проект модернизации
и создания производства подшипников малой шумности, разработанный
Магазовым и представленный министерствам промышленности и финансов,
имеет ряд недостатков. Даже Томскпромстройбанк1), близкий к Администрации
Томской области и фактически в приказном порядке кредитовавший завод,
чтобы тот сохранил свое существование, готов развернуться спиной, так
как продать заложенное имущество трудно. Местные власти дали понять, что
во всем виноваты неэффективные менеджеры предприятия, и за их ошибки
платить не собираются. В такой ситуации в запасе остается один
инструмент: распродажа имущества с серьезным дисконтом к рыночному
уровню для покрытия хотя бы задолженности. Но это не входит в планы
собственника», – объяснил ситуацию на ЗАО «Томский подшипник» эксперт.
Большую надежду руководство и владельцы завода
возлагали на имущество подконтрольного и уже обанкротившегося
ОАО «Ролтом», стоимость которого оценивается около 1 млрд.
рублей. Эти деньги помогли бы не только погасить все долги, но и стать
стартовым капиталом для проекта модернизации, о котором заявляют уже
второй год. Однако на проводимых в последнее время торгах серьезных
покупателей не находится. Цены за земельные участки, на которых
возможно существуют захоронения промотходов, требующие деактивации,
недвижимость, построенную еще в советское время, и на изношенное
оборудование «некопеечные». В условиях повышенной сложности с
получением кредитов под низкий процент и небольшой платежеспособности
населения привлекательность имущества предприятия-банкрота для создания,
например, торговых и развлекательных центров в настоящий момент мала,
так же как и для организации альтернативных производств. Ведь только
превращение одного заводского цеха в торговый центр класса С в г.
Томск оценивается как минимум $1-1.5 млн. В тоже время, у спекулянтов,
которые бы могли приобрести выставляемые лоты с целью дальнейшей
перепродажи, нет достаточных средств и желания рисковать.
15 сентября основной владелец предприятия
С.В. Магазов должен прибыть на предприятие из Москвы, где, по
нашим сведениям, он представлял новый вариант инвестиционного проекта
производства малошумных подшипников, и встретиться с рабочими, чтобы
рассказать о положении дел. Вероятно, после этого станет известно, что
же ждет в ближайшее время завод и смог ли собственник «раскрутить»
федеральный бюджет или иных инвесторов на деньги. Шансы на благополучное разрешение
ситуации крайне невелики. А в городе уже похолодало и пошли дожди со
снегом - первые признаки наступающей зимы. Будет ли включено тепло,
несмотря на долги перед энергетиками2)? И как вообще переживет завод и его
работники эту зиму? И что будет потом? Скоро это мы поймем.
1) Открытое акционерное общество «Томский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк» ОАО «Томскпромстройбанк» - региональный универсальный банк,
9.7% акций которого принадлежит Администрации Томской
области в лице Департамента по управлению государственной
собственностью Томской области;
2) Весной 2010 года на предприятии была приостановлена подача энергоносителей из-за больших долгов перед энергетиками.
Постскриптум
15 сентября Сергей Магазов так и не
прибыл в Томск из Москвы, однако прислал письмо, в котором говорится,
что к 21 сентября все долги перед рабочими будут погашены. Средства в
размере 65 млн. рублей были привлечены в виде кредита и поступают на
расчетный счет завода. Этих денег должно хватить и на возобновление
производства подшипников. К сожалению, пока неизвестно кто выдал ссуду и под какие гарантии. В понедельник 20 сентября собственник завода
обещал быть в Томске и встретиться с персоналом.
Однако
сотрудникам уже надоело слушать одни обещания, и они готовы начать новую
голодовку и даже пойти на радикальные меры. Если в понедельник
Сергей Магазов не появится на территории
предприятия, то рабочие планируют перекрыть одну из наиболее загруженных
транспортом улиц Томска распложенную недалеко от завода. К сожалению,
иных методов вернуть свои деньги у рабочих не осталось. 13 сентября
Следственный комитет при прокуратуре (СУ СКП) РФ по Томской
области из-за отсутствия состава преступления прекратил
уголовное дело, возбужденное в ноябре 2009 года по факту невыплаты
зарплаты на заводе «Томский подшипник» с ноября 2008
года по октябрь 2009 года. Злого умысла в действиях руководства
предприятия не было выявлено. Основная причина возникшего перед
персоналом долга: дефицит оборотных средства из-за падения
платежеспособного спроса со
стороны потребителей, нежеланием поставщиков отпускать сырье, а банков –
выдавать кредиты.
Справка
ЗАО «Томский подшипник» - промышленный
конгломерат, состоящий из разделенных для налоговой
оптимизации ООО «Инструмент-Т»,
ООО
«Автоподшипник-Т»,
ООО «Подшипник-Т»
и ряда других юридических лиц. Может выпускать подшипники
качения (нормального и высокого классов точности,
малошумные) под маркой «Ролтом»,
роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в
ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для
производства. Общее число сотрудников - около 700 человек.
Главным собственником является
Магазов
Сергей Вильевич (г. Москва, генеральный директор ООО «Проект
ГПЗ»). И.о директора
Симакович Анатолий Михайлович.
Акционерное общество было
создано в 1999 г. в качестве дочернего предприятия ОАО
«Ролтом», появившееся в 1992 г. после акционирования
ГПЗ-5,
производившего с 1941 г. подшипники в основном шариковой
группы. К 2006 г. ЗАО
«Томский подшипник» было выкуплено
структурами близкими совладельцу кемеровской консалтинговой
компании «Финист»
Магазову С. В. В настоящий момент
ОАО
«Ролтом» признано банкротом. Часть его имущества было
продано или передано в аренду
ЗАО «Томский подшипник».
На предприятии
объявлена реализация элемента инвестиционного проекта
«Проект ГПЗ» по созданию на территории России подшипниковых
предприятий мирового уровня. В г. Томск должны быть созданы
современные кузнечные и металлообрабатывающие цеха для
выпуска малошумных подшипников нового поколения. Но
ухудшение экономической ситуации в стране и связанные с этим
ужесточение кредитной политики многими банками и
инвестиционными фондами сильно затормозили реализацию этого
амбициозного проекта. При этом завод из-за сокращения
заказов, конкуренции и низкой рентабельности свалился в
долговую яму и перестал привлекать внешних инвесторов. В декабре 2009
г., по информации от близких к
Сергею Магазову источников,
Министерством промышленности и торговли была выделена субсидия в размере 183 млн. рублей, однако она до сих пор не поступила на расчетные счета предприятия.
Весной 2010 г. предприятие остановилось,
была
отключена подача энергоносителей. 13 рабочих в начале июля 2010 г.
объявили голодовку в знак протеста против сокращения персонала на
предприятии, требуя выдачи зарплаты за 2009-2010 гг. Требования
голодающих были удовлетворены в полном объеме. Полное погашение долгов
по зарплате перед всеми сотрудниками обещалось к 10 сентябрю, однако это
так и не произошло. Рабочие заявили о возобновлении голодовки.
На
«Томском подшипнике» началась голодовка
Руководителя “Проект ГПЗ” могут привлечь к уголовной
ответственности?
Сибирские подшипниковые заводы вновь на грани
банкротства?
|
|