Дата публикации:
2/07/2010
Обновлено: 8/07/2010
12 работников подшипникового завода ЗАО «Томский
подшипник», расположенного в г. Томск, вчера
объявили бессрочную голодовку. На этот отчаянный шаг их
подтолкнули хронические невыплаты заработной платы и
объявленное по предприятию массовое сокращение, под которое
попадут более 400 человек*. Голодующие демонстрируют
решимость стоять до «упора» - до полного погашения всех
долгов по зарплате. Они намерены привести и своих детей.
Приступил к дежурству наряд милиции.
Руководство
завода немедленно заявило о готовности выделить 300 тыс.
рублей на погашение задолженности. На следующей неделе
обещают еще денег. Это должно частично разрядить напряженную
обстановку на предприятии. Однако для 700 заводчан, каждому
из которых должны десятки, а некоторым и сотни тысяч
рублей, эти деньги выглядят пощечиной. Им надоело ждать.
Работники не верят заявлениям менеджмента, который
«кормит» обещаниями уже более 10 месяцев, и в открытую
выражают свое недовольство. Многократные обращения рабочих к
местным властям об оказании давления на руководителей и
владельцев не привели к серьезным сдвигам по выплате долгов.
На ЗАО “Томский подшипник” начали голодовку работники
отчаявшиеся получить свою зарплату иными способами. А Сергею Магазову, собственнику завода, против которого уже ведется расследование по невыплате зарплаты на аналогичном предприятии
в другом регионе, необходимо срочно решить эту “нерешаемую” проблему
На предприятии находится нынешний владелец –
Сергей Магазов, руководитель
инвестиционной компании «Проект ГПЗ» и
одновременно собственник другого подшипникового завода в г.
Прокопьевск Кемеровской области (бывшее «ГПЗ-14»).
Ему предстоит разрешить крайне сложную ситуацию.
Однако
над самим господином Магазовым
завис дамоклов меч в виде прокуратуры г. Прокопьевск. В
минувшем месяце администрациями Кемеровской области и г.
Прокопьевск в прокуратуру и ГУВД были переданы материалы о
бездеятельности основного собственника ООО «НПО»
Прокопьевский шарикоподшипниковый завод»
Магазова Сергея Вильевича для
его привлечения к ответственности. Ему вменяется грубое
нарушение Конституции и трудового законодательства РФ,
невыплата работникам предприятия зарплаты. В связи с этим
поставлен вопрос о дисквалификации и привлечении его к
административной, а если возникнет необходимость, то и к
уголовной ответственности.
У ЗАО «Томский
подшипник» сейчас нет оборотных средств, чтобы
выплатить не только задолженности по зарплате, но и долги
перед поставщиками и банками: отключен свет,
тепло и газ, а
кредиторская нагрузка составляет, по мнению аналитиков
рынка, свыше 100 млн. рублей. Завод фактически стоит.
Проект по модернизации производства в рамках
создания сети подшипниковых заводов для выполнения госзаказа
под патронажем ГК «Ростехнологии» так и не
реализован, хотя о нем многократно говорилось с 2008 г.
Большие надежды возлагались на прошедшие 12 мая торги по
распродаже имущества подконтрольного ОАО «Ролтом»,
находящегося в процессе банкротства, на сумму более 900 млн.
рублей. Однако они не принесли почти никакого результата:
было выручено лишь 2 млн. рублей. 6 июля назначен новый
аукцион. Шанс продать что-то на какую-то существенную
сумму крайне мал. Но выхода у предприятия, как
считают эксперты, иного нет. Желающих дать ссуду банков или
внешних инвесторов у завода, находящегося в предбанкротном
состоянии, не предвидится. Заявляемая менеджментом еще с
прошлого года многомиллионная субсидия со стороны Министерства
промышленности и торговли, вероятно, так и не придет.
Последняя надежда остается только на администрацию г. Томска
и Томской области. Готовы ли местные власти реально помочь
700 сотрудникам ЗАО «Томский подшипник»?
Или они надеются на собственника, который в Кемеровской
области показал свою неэффективность,
и верят в обещанные миллионы? Вопросы пока открыты.
*
Мнение опрошенных нами экспертов. Они считают, что столько человек может быть уволено в ближайшие месяцы.
Постскриптум
8 июля стало известно, что голодовка прекращена. Рабочим,
проведшим почти 10 дней без еды, выплатили зарплату в полном
объеме. Остальным работникам вернуть долги планируется
постепенно, по мере появления средств на расчетных счетах
предприятия. Как объясняет менеджмент завода, деньги будут
взяты из доходов, полученных от распродажи подконтрольного
имущества, и заемных источников. Прошедшие 6 июля торги
имущества бывшего «ОАО Ролтом» не принесли значительных
успехов: самые дорогие лоты, прежде всего, связанные с
земельными участками вновь не были проданы.
Дело с
возращением долгов более 650 работников томского
подшипникового завода получило ускорение после экстренного
вмешательства областной прокуратуры и администрации области.
Прокурор Томской области В.С. Войкин объявил предостережения
о недопустимости нарушения трудового законодательства
учредителю и руководителю ЗАО «Томский подшипник».
Пресс-служба областной прокуратуру сообщила, что учредитель
ЗАО «Томский подшипник»
Сергей Магазов и исполняющий
обязанности директора этого же предприятия
Анатолий
Симакович предостережены о недопустимости нарушения
трудового законодательства и предупреждены о возможной
административной и уголовной ответственности за неисполнение
требований закона лично прокурором области.
По
данным прокурорской проверки, задолженность по заработной
плате основного предприятия перед работниками по состоянию
на 1 июля 2010 года составила около 19 миллионов рублей.
Задолженность шести дочерних предприятий – более 28
миллионов рублей. Эти цифры приведены без учета
предварительного начисления зарплаты за июнь текущего года.
Имеющаяся задолженность формировалась в течение
длительного времени, начиная с июня 2009 года. На протяжении
всего этого периода органами прокуратуры области принимался
комплекс мер, направленных на защиту нарушенных трудовых
прав работников.
Только в интересах сотрудников
ЗАО
«Томский подшипник» прокурором Октябрьского района г.Томска
в суд направлено 658 заявлений о выдаче судебных приказов о
взыскании заработной платы на общую сумму более 20 миллионов
рублей. Почти все эти заявления рассмотрены и удовлетворены.
Исполнение приказов составило более 50% от общей суммы.
По инициативе прокуратуры руководители предприятий
неоднократно привлекались к административной
ответственности, как в виде штрафов, так и в виде
дисквалификации. В частности, были дисквалифицированы
директора дочерних предприятий: ООО «Подшипник-Т»,
ООО
«Шар-Т» и ООО «Штамт-Т».
Помимо этого, на контроле в
прокуратуре области находится уголовное дело, возбужденное
по факту невыплаты заработной платы свыше двух месяцев
работникам ЗАО «Томский подшипник».
Основной причиной
возникновения данной проблемы, как заявил журналистам
томских СМИ господин Магазов, является то, что, несмотря на
простой завода из-за отсутствия заказов со стороны
потребителей, персонал в массе своей не был уволен, а
распущен во временные отпуска под начисления 2/3 от
заработной платы. Была надежда, что деньги на модернизацию
предприятия, а значит и выплату всех долгов, будут все же
изысканы. Терять специализированный персонал, который будет
трудно вновь собрать, не хотелось.
Как сообщил нам
один из экспертов рынка, близких к ситуации с реализацией
проекта модернизации томского подшипникового завода, в
московской инвестиционной компании «Проект ГПЗ» ему на
условиях анонимности сказали: «Виноват Кудрин. Он не дал
денег». Вероятней всего, выделение средств, о котором не
раз заявлялось господином Магазовым,
Министерством
промышленности и торговли в качестве помощи сибирским
подшипниковым заводам в г. Томск и г. Прокопьевск либо не
смогло пройти экспертизы в Министерстве финансов
(требовалась доработка проекта), либо «застряло» в
бюрократической волоките.
Ситуацией с голодовкой
решили воспользоваться политические силы. 10 октября 2010 г.
в Томской области должны пройти выборы в органы местного самоуправления. Поэтому с целью лишний раз привлечь внимание
электората, КПРФ объявила о проведении 8 июля пикета в знак
солидарности с трудящимися томского подшипникового завода.
Однако уже сейчас стоит задуматься о дальнейшей
судьбе «Томского подшипника». Сибирские морозы уже не за
горами. Все увеличивающаяся кредиторская нагрузка и
трудности с продажей имущества способны перечеркнуть все
планы по восстановлению работоспособности предприятия в
ближайшие месяцы: подача воды и энергоносителей к началу
холодного периода может быть не восстановлена. Не повторится
ли судьба Прокопьевского подшипникового завода простоявшего
всю минувшую зиму с температурой в цехах близкой к 0⁰С? И
что будет с теми работниками, кто все же сохранит рабочие
места? Вероятно, это следующие вопросы, которые предстоит
решить ЗАО «Томский подшипник» возможно вновь с привлечением
надзорных органов и местной власти.
Справка
ЗАО «Томский подшипник» - промышленный
конгломерат, состоящий из разделенных для налоговой
оптимизации ООО «Инструмент-Т», ООО
«Автоподшипник-Т», ООО «Подшипник-Т»
и ряда других юридических лиц. Может выпускать подшипники
качения (нормального и высокого классов точности,
малошумные) под маркой «Ролтом»,
роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в
ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для
производства.
Главным собственником является
Магазов
Сергей Вильевич (г. Москва, генеральный директор ООО «Проект
ГПЗ»). И.о директора
Симакович Анатолий Михайлович.
Акционерное общество было
создано в 1999 г. в качестве дочернего предприятия ОАО
«Ролтом», появившееся в 1992 г. после акционирования ГПЗ-5,
производившего с 1941 г. подшипники в основном шариковой
группы. К 2006 г. ЗАО «Томский подшипник» было выкуплено
структурами близкими совладельцу кемеровской консалтинговой
компании «Финист» Магазову С. В. В настоящий момент
ОАО
«Ролтом» признано банкротом. Часть его имущества было
продано или передано в аренду ЗАО «Томский подшипник».
На предприятии
объявлена реализация элемента инвестиционного проекта
«Проект ГПЗ» по созданию на территории России подшипниковых
предприятий мирового уровня. В г. Томск должны быть созданы
современные кузнечные и металлообрабатывающие цеха для
выпуска малошумных подшипников нового поколения. Но
ухудшение экономической ситуации в стране и связанные с этим
ужесточение кредитной политики многими банками и
инвестиционными фондами сильно затормозили реализацию этого
амбициозного проекта. При этом завод из-за сокращения
заказов, конкуренции и низкой рентабельности свалился в
долговую яму и перестал привлекать внешних инвесторов. В декабре 2009, по информации от близких к
Сергею Магазову источников,
Министерством промышленности и торговли была выделена субсидия в размере 183 млн. рублей, однако она до сих пор не поступила на расчетные счета предприятия.
Руководителя “Проект ГПЗ” могут привлечь к уголовной
ответственности?
Сибирские подшипниковые заводы вновь на грани
банкротства?
|
|