Дата публикации: 14/07/2019
Подшипники
аэрокосмического назначения являются одним из основных компонентов
двигателей, для которых характерны высокая температура, высокая
скорость, большие нагрузки, комбинированные усилия и суровая рабочая
среда. Долгое время производители из Китайской Народной Республики не
занимали лидирующие позиции в этом секторе, однако в скором времени все
может измениться.
На фотографии: турбовентиляторный двигатель
Xian WS-15 (Китай), который должен прийти на смену АЛ-31 (Россия)
Фото взято с сайта baike.baidu.com
Промышленное освоение авиационных
гибридных подшипников позволит Китаю производить мощные авиационные
турбины собственного производства, а не использовать импортные
Несмотря на то, что
в Китае подшипниковая отрасль быстро развивается и вошла в тройку
крупнейших в мире с точки зрения объёма выпуска и продаж, однако
ключевые технические области все еще нуждаются в укреплении, особенно
авиационные подшипниковые технологии. На фоне стремительного развития
китайской авиационной техники виден серьезный разрыв между национальными
авиационными подшипниковыми технологиями с тем что имеют ведущие мировые
подшипниковые державы (Германия, CША, Швеция и Япония).
Согласно
публичной информации, ожидаемый срок службы зарубежных передовых
авиационных подшипниковых изделий, как правило, более чем в 8 раз
превышает расчетный срок службы (до 30 и более раз), при этом надежность
составляет 98% и более. В тоже время ожидаемый срок службы китайских
авиационных подшипников обычно составляет всего 3 ... 5 раз больше
расчетного срока службы, а надежность - около 96%.
Подшипники
турбины, произведенной в Китае, как правило, имеют срок службы 500 …
1500 часов, максимальную термостойкость - не более 200 °C, работу в
аварийном режиме сухой смазки менее получаса. В развитых странах
подшипники турбины имеют характеристики иного качества: срок службы
может достигать 3000 … 6000 часов, термостойкость - 350 °C, а работа в
сухом состоянии - более полутора часов, при этом фактическая
производительность лучше, чем приведенные выше показатели.
Из-за
нехватки собственных высокотехнологичных подшипников в Китае такие
передовые сектора, как аэрокосмическая отрасль, железная дорога и
роботехника, зависят от иностранных подшипниковых решений. А это
ключевые отрасли национальной экономики. Но благодаря финансированию от
государства, в рамках различных национальных программ, и крупным
производственных предприятиям идет серьезная работа по импортозамещению.
Так, Харбинский технологический институт и подшипниковая
компания Harbin Bearing при поддержке государственных средств совместно
начали исследования и промышленное освоение керамических гибридных
подшипников с телами качения из нитрида кремния (Si3N4) для военной
техники. Достигнутые результаты в рамках проекта, часть которых была
обнародованы в феврале этого года, подтвердили, что применение
керамических тел качения вместо стальных:
1) резко повышает
скорость вращения (в 1.5 раза), что позволяет увеличить тягу двигателя и
повысить эффективность сгорания; 2) увеличивает срок работы в
условиях сухой смазки (c получаса до одного часа).
Разработанные
в Харбинском технологическом институте гибридные авиационные подшипники,
вероятней всего, будут серийно производиться на предприятии AVIC Harbin
Bearing Co., Ltd – крупнейшем в Китае производстве авиационных и
специальных подшипников, созданное авиастроительным концерном AVIC
(Aviation Industry Corporation of China) и подшипниковым концерном
Harbin Bearing Co., Ltd. Согласно публичным данным, подшипники
первоначально планировались для установки на авиационные
турбовентиляторные двигатели WS-15* новейшего истребителя пятого
поколения J20, однако могут найти свое применение и в ракетных
турбореактивных двигателях противокорабельного оружия, а также в различных трансмиссиях
и муфтах авиационной техники.
*WS-15 – турбореактивный двигатель китайской
разработки, который должен прийти на смену российскому АЛ-31. Согласно
публичным данным, российская турбина сейчас применяется в истребителях
J20.
Китайская подшипниковая отрасль нацеливается на авиационные подшипники |
|