Дата публикации: 29/05/2015
16 мая 2015 года состоялся запуск российской ракеты-носителя “Протон-М”
с мексиканским телекоммуникационным спутником “МекСат-1”, который
требовалось доставить на геостационарную орбиту. Но на 497 секунде
полета отказали рулевые двигатели третьей ступени, в результате чего все
элементы ракеты и спутника сгорели в атмосфере, при этом жертв и
разрушений на земле нет. Была создана следственная комиссия, а все
запуски ракет “Протон-М” приостановлены до выяснения обстоятельств
крушения.
Фото: ФГУП ГКНПЦ имени М.В.Хруничева
На фотографии: третья
ступень ракеты-носителя ПРОТОН-М
Повторение проблемы с турбонасосным
агрегатом третьей-ступени “Протон-М”, по всей видимости, связаны отнюдь
не с качеством подшипников, а с конструктивной недоработкой
Предварительно оглашенная причина аварии – разрушение подшипника
вследствие повышенных вибраций ротора турбонасосного агрегата возникшие
в результате работы двигателя третьей ступени. Фактически повторилась
ситуация с аварией “Протон-М” годом ранее, когда также разрушился
подшипник третьей ступени ракеты.
По всей видимости, проблема
все же не в качестве подшипников, а в конструктивной ошибке, которую не
удалось выловить, так как работа узлов не была в полной мере
смоделирована и обкатана на компьютерах заранее. Об этом говорят как
косвенно - авария 2014 г. и малоизвестная авария 1988 г., когда также
из-за проблем в роторе турбонасоса произошла авария двигателей третьей
ступени, так и прямо - вице-премьер российского правительства Рогозин,
заявивший в одном из интервью: “…в Роскосмосе до сих пор на кульмане
работают, с чертежами, по наитию работают. Вместо того, чтобы
моделировать ситуации все, которые потом происходят, математически”.
Не секрет, что многие узлы и агрегаты комплекса “Протон-М”
разрабатывались в советское время и в тяжелые первые постсоветские годы,
когда доступ к сложным компьютерным вычислениям был ограничен.
Доминирующая часть расчетов тогда велась ручным или полуручным методами
- о математическом моделировании работы отдельных агрегатов, узлов и
ракеты как системы в целом в разных режимах речи тогда не шло. А после
того, как в 90-х приняли решение о замене “Протон-М” c гептиловыми
двигателями, разработкой которой начали заниматься еще во времена В.Н.
Челомея и В. П. Глушко*, на “Ангару”, с более безопасными
кислородно-керосиновыми двигателями, по экономическим соображениям
дальнейшие работы по отладке узлов “Протон-М”, скорее всего, стали не в
приоритете.
Сейчас после череды катастроф, на фоне задержек в
разработке заменителя в лице “Ангара А5”, планы по модернизации
“Протон-М”, как единственной эксплуатируемой российской ракеты-носителя
тяжелого класса, от которой зависит доставка на орбиту военных и
коммерческих спутников, могут вновь “всплыть”. Но, к сожалению,
серьезной переделки ждать не стоит – отвлечение значительных ресурсов от
разработки перспективной “Ангары” много раз признано нецелесообразным.
Устаревший “Протон-М” продолжат лишь “латать”, дотягивая его
эксплуатацию до 2025 г**.
**Владимир
Николаевич Челомей (1914-1984) – генеральный конструктор космической
техники. Ярко проявил себя во время правления Н.С. Хрущева, создав ряд
стратегических и крылатых боевых ракет. В руководимом им ОКБ-53 в
60-70-е годы также была создана ракета-носитель “Протон”, первоначально
военного назначения. Двигатели для этой ракеты-носителя были разработаны
при участии другого известного генерального конструктора - Валентина
Петровича Глушко (1908-1989), - который долгое время был сторонником
гептила, как основного ракетного топлива.
** К этому времени
планируется полностью наладить производство и эксплуатацию
ракеты-носителя “Ангара А5”.
Обновление
Вечером 29 мая 2015 г. Федеральное космическое агентство (далее
“Роскосмос”) сообщило о результатах работы межведомственной комиссии
расследующей аварийный запуск 16 мая 2015 года с космодрома Байконур
ракеты-носителя “Протон-М” со спутником “МекСат-1”.
Причиной
нештатного завершения полета “Протон-М” был назван ОТКАЗ РУЛЕВОГО
ДВИГАТЕЛЯ 3-й СТУПЕНИ из-за повышенных вибронагрузок, вызванных
увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата (ТНА), связанного
с деградацией свойств его материала под действием высоких температур и
несовершенством системы балансировки. Отказ имеет конструктивный
характер.
По распоряжению руководителя “Роскосмоса” Игоря
Комарова, ГКНПЦ им. Хруничева и филиалы компании разрабатывают план
мероприятий по устранению причин аварии, который включает в себя в том
числе:
- замену материала вала ротора ТНА; - доработку
методики балансировки ротора ТНА; - модернизацию крепления ТНА
рулевого двигателя к раме маршевого двигателя и др.
В рамках
работы комиссии выявлен ряд несоответствий в системе менеджмента
качества предприятий. В течение месяца будет разработан план мероприятий
по их устранению. Дату следующего запуска “Протон-М” “Роскосмос” сообщит
в течение июня 2015 года.
Российский космос может оказаться в опасности из-за…
некачественных подшипников |
|