<< На главную страницу    << Новости    << Новости отрасли   Экспорт новостей отрасли (RSS)>>

|

|

|

Российский космос может оказаться в опасности из-за… некачественных подшипников

 

 

Новостная лента (RSS):

 

 

Дата публикации:  8/01/2013

 

Минувший год для российского космоса оказался, возможно, не самым лучшим. Несмотря на массивное вливание в отрасль бюджетных средств и запуска на орбиту 35 космических аппаратов, всплыли финансовые махинации на ряде предприятий, провал с выводом спутников Экспресс-МД2 и Телком-3, деградация спутниковой системы ГЛОНАСС и ряд других проблем. Часть из них, вполне возможно, связана с некачественными подшипниками.

   

Так, в середине декабря 2012 г. стало известно, что Федеральной службой безопасности в Самаре был закрыт нелегальный цех по производству подшипников, которые предназначались для оборонно-промышленной техники. В интересах следствия подробная информация не разглашается, но, скорее всего, речь идет о подшипниках для аэрокосмонавтики, учитывая, что в Самаре сосредоточены большое число производственных предприятий связанных с космосом и авиацией, а неудовлетворенный спрос на специальные подшипники в последнее время только растет.

 

Неполадки в блоке БРИЗ-М ракеты-носителя ПРОТОН-М, неправильно выведшей на орбиту спутник ЯМАЛ-402, связаны, скорее всего, с разрушением подшипника турбонасоса

 

© Пресс-служба Роскосмоса

 

На фотографии спутник ЯМАЛ-402 на разгонном блоке БРИЗ-М в сборочном цеху

 

Неполадки в блоке БРИЗ-М ракеты-носителя ПРОТОН-М, неправильно выведшей на орбиту спутник ЯМАЛ-402 в интересах Газпрома, связаны, скорее всего, с разрушением подшипника турбонасоса

 

Другая неприятная новость пришла из Роскосмоса. Газета КОММЕРСАНТ, со ссылкой на источник в Роскосмосе, сообщила, что одной из основных причин сбоя в двигателе разгонного блока БРИЗ-М ракеты-носителя ПРОТОН-М, которая неправильно вывела газпромовский телекоммуникационный спутник ЯМАЛ-402, является разрушение подшипника в турбонасосе. И это несмотря на ужесточившуюся систему качества и приёма изделий на предприятиях космической отрасли.

Как утверждают опрошенные нами специалисты, выйти из строя подшипник мог либо из-за того, что не удовлетворял полностью техзаданию (подшипник был некачественный), либо из-за проблем в “обвязке”, например, потеря герметичности подшипникового узла (были некачественные уплотнения). Но, так или иначе, по идеи, “влететь” должно всем по всей цепочки: от закупщиков комплектующих до приемной комиссии.

В 2011 г. наш проект подготовил большое исследование по проблеме контрафактных спецподшипников – “Почему некондиционные подшипники попадают на действующие летательные аппараты? Исследование проблемы”. Основной причиной попадания таких подшипников на летательные аппараты согласно нашим изысканиям оказалась коррупция на предприятиях-потребителях, о которой говорят многие, однако из-за секретности окружающей сферу аэрокосмонавтики фактически известно мало. По крайней мере, как говорят знающие люди, чтобы переломить ситуацию по этому направлению необходимо хотя бы раз в квартал на предприятия направлять черные “волги” с аудиторами в сопровождении представителей прокуратуры и ФСБ.

Однако еще одной причиной, которая также известна, но о ней говорят меньше, является то, что производить на российских заводах подшипники для аэрокосмонавтики с должным качеством в настоящий момент экономически несовсем выгодно. “Если мы будем производить как нужно и за те деньги, которые хотят заказчики, то, что мы будем кушать?” - на условиях анонимности нам сказал представитель одного из российских подшипниковых заводов. Так как все подшипниковые заводы в России негосударственные и имеют сложности со льготным финансированием, такая позиция вполне имеет место быть, просто о ней стараются не говорить вслух.

 

Выручает подшипниковые производства пока существующая “палочка-выручалочка” – гриф “секретно” на  значительной части документации описывающей изготовление спецподшипников. Без этих документов кто попало подшипники для космоса выпускать не может. А  значит, есть возможность навязывать свои условия заказчикам. Например, покупать некоторые позиции исключительно ящичными нормами или отказывать в заводской переконсервации подшипников ссылаясь на  большое количество контрафакта на рынке.

  

Поэтому предприятиям-потребителям порой приходится ворошить собственные старые запасы или обращаться на вторичный рынок, чтобы в обход всех требований и ограничений найти оптимальное, как им кажется, соотношение цены и качества. Безусловно, это влияет на безопасность полета и на выполнение тех функций, для которых был создан аппарат.

  

К сожалению, полностью проблему с качеством подшипников для космоса решить не просто – она комплексна и целиком завязана на экономическую ситуацию в стране. Но многие специалисты и аналитики сходятся во мнении, что государству необходимо более пристально обращать внимание на оборот спецподшипников и, в идеале, взять на себя роль централизованного поставщика и даже производителя.

  

То есть речь заходит фактически о национализации, хотя бы частичной. Ведь только она, как считают некоторые, позволит в таком узкоспециализированном направлении как производство и распределение аэрокосмических подшипников думать, прежде всего, о качестве, а не о коммерческой выгоде. Однако подобного развития событий, вероятно, в ближайшее время не стоит ожидать, так как для этого требуются не только бюджетные деньги, но, самое важное, и компетентные коррумпированостойкие профессионалы, которых в России не так уж и много.

 

 

Другие новости по теме:
 

Почему некондиционные подшипники попадают на действующие летательные аппараты? Исследование проблемы

Нажимай! Читай! Подписывайся!

 

 


Использование текста и иллюстраций статей из раздела “Новости подшипниковой отрасли” возможно без согласования, но с обязательной обратной ссылкой на страницу с оригинальным материалом или сайт www.prompk.ru

Любое цитирование и иное использование материалов из других разделов сайта возможно только со ссылкой на сайт prompk.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2012, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта