Дата публикации:
8/01/2013
Минувший год для российского космоса оказался,
возможно, не самым лучшим. Несмотря на массивное вливание в отрасль
бюджетных средств и запуска на орбиту 35 космических аппаратов, всплыли
финансовые махинации на ряде предприятий, провал с выводом спутников Экспресс-МД2
и Телком-3, деградация спутниковой системы
ГЛОНАСС и ряд других проблем. Часть из них, вполне возможно, связана с
некачественными подшипниками.
Так, в середине декабря 2012 г.
стало известно, что Федеральной службой безопасности в Самаре был закрыт
нелегальный цех по производству подшипников, которые предназначались для
оборонно-промышленной техники. В интересах следствия подробная
информация не разглашается, но, скорее всего, речь идет о подшипниках
для аэрокосмонавтики, учитывая, что в Самаре сосредоточены большое число
производственных предприятий связанных с космосом и авиацией, а
неудовлетворенный спрос на специальные подшипники в последнее время
только растет.
© Пресс-служба
Роскосмоса
На фотографии спутник
ЯМАЛ-402 на разгонном блоке БРИЗ-М в сборочном цеху
Неполадки в блоке БРИЗ-М ракеты-носителя
ПРОТОН-М, неправильно выведшей на орбиту спутник ЯМАЛ-402 в интересах
Газпрома, связаны,
скорее всего, с разрушением подшипника турбонасоса
Другая неприятная новость пришла из Роскосмоса.
Газета КОММЕРСАНТ, со ссылкой на источник в Роскосмосе, сообщила, что
одной из основных причин сбоя в двигателе разгонного блока БРИЗ-М
ракеты-носителя ПРОТОН-М, которая неправильно вывела газпромовский
телекоммуникационный спутник ЯМАЛ-402, является разрушение подшипника в
турбонасосе. И это несмотря на ужесточившуюся систему качества и приёма
изделий на предприятиях космической отрасли.
Как утверждают
опрошенные нами специалисты, выйти из строя подшипник мог либо из-за
того, что не удовлетворял полностью техзаданию (подшипник был
некачественный), либо из-за проблем в “обвязке”, например, потеря
герметичности подшипникового узла (были некачественные уплотнения). Но,
так или иначе, по идеи, “влететь” должно всем по всей цепочки: от
закупщиков комплектующих до приемной комиссии.
В 2011 г. наш
проект подготовил большое исследование по проблеме контрафактных
спецподшипников – “Почему некондиционные подшипники попадают на действующие летательные
аппараты? Исследование проблемы”. Основной
причиной попадания таких подшипников на летательные аппараты согласно
нашим изысканиям оказалась коррупция на предприятиях-потребителях, о
которой говорят многие, однако из-за секретности окружающей сферу
аэрокосмонавтики фактически известно мало. По крайней мере, как говорят
знающие люди, чтобы переломить ситуацию по этому направлению необходимо
хотя бы раз в квартал на предприятия направлять черные “волги”
с аудиторами в сопровождении представителей прокуратуры и ФСБ.
Однако еще одной причиной, которая также известна, но о ней говорят
меньше, является то, что производить на российских заводах подшипники
для аэрокосмонавтики с должным качеством в настоящий момент экономически
несовсем выгодно. “Если мы будем производить как нужно и за те деньги, которые
хотят заказчики, то, что мы будем кушать?” - на условиях анонимности нам
сказал представитель одного из российских подшипниковых заводов. Так как
все подшипниковые заводы в России негосударственные и имеют сложности со
льготным финансированием, такая позиция вполне имеет место быть, просто о ней
стараются не говорить вслух.
Выручает подшипниковые
производства пока
существующая “палочка-выручалочка” – гриф “секретно” на значительной
части документации описывающей изготовление спецподшипников. Без этих
документов кто попало подшипники для космоса выпускать не может.
А
значит, есть возможность навязывать свои условия заказчикам.
Например, покупать некоторые позиции
исключительно ящичными нормами или отказывать в заводской
переконсервации подшипников ссылаясь на большое количество контрафакта
на рынке.
Поэтому предприятиям-потребителям порой приходится ворошить собственные
старые запасы или обращаться на вторичный рынок, чтобы в обход всех
требований и ограничений найти оптимальное, как им кажется, соотношение
цены и качества. Безусловно, это влияет на безопасность полета и на
выполнение тех функций, для которых был создан аппарат.
К
сожалению, полностью проблему с качеством подшипников для космоса решить
не просто – она комплексна и целиком завязана на экономическую ситуацию
в стране. Но многие специалисты и аналитики сходятся во мнении, что
государству необходимо более пристально обращать внимание на оборот
спецподшипников и, в идеале, взять на себя роль централизованного
поставщика и даже производителя.
То есть речь заходит фактически о
национализации, хотя бы частичной. Ведь только она, как считают
некоторые, позволит в таком узкоспециализированном направлении как
производство и распределение аэрокосмических подшипников думать, прежде
всего, о качестве, а не о коммерческой выгоде. Однако подобного развития событий, вероятно, в ближайшее время не стоит ожидать, так как для этого требуются не только бюджетные деньги, но, самое важное, и компетентные коррумпированостойкие профессионалы, которых в России не так уж и много.
Почему некондиционные подшипники попадают на действующие летательные
аппараты? Исследование проблемы |
|