Дата публикации: 04/03/2017
В октябре прошлого года ученые из Зеленоградского нанотехнологического
центра (ЗНТЦ) и Национального исследовательского университета
"Московский институт электронной техники" (МИЭТ) начали работу над
проектом "интеллектуальный подшипник". Планируется к традиционному
механическому подшипнику добавить интеллектуальный электронный блок.
Применение оригинальных микросхем даст возможность следить за состоянием
подшипника, измерять его угловую скорость, температуру и степень износа,
что позволит своевременно устранять возникающие неполадки.
Концепция “интеллектуального подшипника”
В настоящий момент в России достаточно много
компаний занимаются разработкой систем контроля подшипников, но, как
правило, все эти системы громоздкие и используют зарубежную элементную
базу. Разрабатываемый проект подразумевает создание малогабаритных
устройств, базирующихся на отечественных элементах.
Проект состоит из
трех частей. В первой разрабатывается система диагностики подшипника,
которая включает в себя контроль скорости вращения подшипника и
измерение угловых координат при помощи разработанной ранее микросхемы.
Другая часть проекта посвящена измерению температуры подшипника. В
третьей части проекта, реализуемой при участии Таганрогского филиала
Южного Федерального Университета, разрабатывается блок измерения
вибрации и специализированная микросхема для обработки сигналов
вибрации.
Всего в проекте задействовано около 50
человек. На сегодняшний день завершен первый этап проекта по
проектированию макетов, составляющих системы диагностики подшипника и
начата разработка интегральных микросхем. Завершение проекта и выход на
опытное производство планируются в 2019 году, однако уже сейчас, по
заявлению разработчиков, есть большое количество предзаказов из
авиационной и автомобильной промышленности России и Беларуси, в том
числе от нескольких российских подшипниковых заводов.
В конце 2017 г. проект получил государственное субсидийное
финансирование в размере 250 млн. рублей. Кроме того, как заявляют
разработчики, удалось привлечь внебюджетных 125 млн. рублей. Итогом
проекта должно стать создание опытных образцов и разработка
сопутствующего программного обеспечения для дальнейшего серийного
производства.
Однако, как считаю аналитики, перед серийным производством, которое
намечено после 2020 года, и конкурентной привлекательностью за пределами
России стоят серьезные преграды:
1) патентная чистота, так как почти за
30-летние свое существование сенсорных подшипников за рубежом уже
наработана большая патентная база в этой области;
2) юридические вопросы, связанные с участием
государственных денег в проекте, которые могут оттянуть серийное
внедрение на несколько лет.
Поэтому приобрести сенсорный подшипник отечественной разработки и
производства в любом ближайшем магазине автозапчастей в РФ и Республике
Беларусь возможно станет, по всей видимости, в промежутке 2025-2030 гг.
Сенсорные подшипники 3-его поколения берут свое начало от исследований, получивших Нобелевскую Премию 2007 |