Дата публикации:
16/10/2008
Как сообщил «Гудку» сотрудник Объединённого института машиностроения
Национальной академии наук (НАН) Беларуси Владимир
Жорник, перспективные методы создания новых материалов и композитов с
повышенными эксплуатационными свойствами основаны на использовании
современных наноматериалов.
Важнейшее направление исследований
белорусских учёных – уменьшение износа подшипников,
устанавливаемых в узлах различных машин и механизмов, в том
числе и на подвижном составе железнодорожного транспорта.
Проведённые в Объединённом институте машиностроения
исследования показали, что если в используемый в подшипниках
скольжения баббит, содержащий олово, сурьму и медь, добавить
мельчайшие ультрадисперсные алмазы, то трение в
контактирующих поверхностях значительно снизится.
По
словам сотрудника НАН Беларуси, частицы добавляемого
в сплав наноматериала имеют округлую форму без
кристаллической огранки. Их размер равен всего 4 – 6 нм, но
при этом они обладают высокой поверхностной активностью. В
результате на сфере идеально круглых подшипников
дополнительно образуется оптимальное покрытие с мелкой
зернистой структурой.
В процессе изнашивания баббита
формируются мельчайшие осколки кристаллов меди, олова и
сурьмы, которые оказывают полирующее действие на
контактирующие поверхности, не вызывая их интенсивного
абразивного изнашивания. То есть углеродный наноматериал
меняет структуру сплава подшипников, повышает их технические
характеристики, что положительно сказывается на работе узлов
трения различных машин и механизмов.
Например,
установка усовершенствованных подшипников на железнодорожный
подвижной состав снизит износ осей колёсных пар. Благодаря
этому можно будет увеличить межремонтный пробег вагонов и
локомотивов.
Источник:
Гудок.RU | Новости SNR Новости NTN Новости отрасли |