Дата публикации: 20/05/2017
На международном салоне изобретений
“Архимед”, прошедшем в начале апреля, серебряную медаль получила
разработка нового высокоскоростного авиационного подшипника скольжения.
Его создатели – “Центральный институт авиационного моторостроения”
(ЦИАМ) и ПАО “ОДК-УМПО”.
Фото:
ЦИАМ
Высокоскоростной подшипник скольжения с
керамическим покрытием авиационного назначения от “Центральный институт
авиационного моторостроения” и ПАО “ОДК-УМПО”
В рамках научно-исследовательской работы
специалистами инжинирингового центра “Композиционные материалы и
аддитивные технологии” ЦИАМ был изготовлен прототип керамического
высокоскоростного авиационного подшипника скольжения опоры
турбовинтового двигателя с покрытием из наноструктурированных
композиционных материалов на основе карбида кремния и карбонитрида
титана. Разработка защищена российским патентом с 2014 г.
Как заявляют
разработчики, в отличие от подшипников скольжения со специальными
антифрикционными покрытиями, ранее разработанных и запатентованных в РФ,
их изобретение создано с учетом комплексного улучшения эксплуатационных
характеристик подшипников скольжения с упором на максимальное снижение
коэффициента трения и стабильность его значения при высоких
температурах. В основе применяемого в новом подшипнике наноструктурного
функционально-градиентного антифрикционного покрытия используется
порошок карбонитрида титана легированный кремнием (Ti-Si-C-N)
измельченный до наноструктурных размеров. Порошок наносят на поверхность
известными методами: или холодного газодинамического напыления или
газодетанционного напыления или ионно-инплантантного магнетронного
напыления. Толщина слоя полученного покрытия может варьироваться в
зависимости от назначения от 0,3 мкм до 300 мкм. Разработанное
антифрикционное покрытие наносят по крайней мере на одну сопряженную
поверхность скольжения - на внутреннюю поверхность корпуса подшипника
и/или сопряженную с корпусом подшипника поверхность.
Покрытие не требует дополнительной
физико-химической обработки (лазер, ультразвук, травление в кислотах и
др.). Применение такого покрытия улучшает физико-механические и
эксплуатационные свойства подшипников, в особенности стабильность
антифрикционных свойств при высоких температурах. В результате подшипник
имеет увеличенную в несколько раз долговечность и может использоваться
для различных узлов и механизмов, работающих в широком температурном
диапазоне с высокими осевыми и радиальными нагрузками, при этом по
сравнению с подшипником качения можно уменьшить расходы до 10 раз.
“Центральный
институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова“ – является
федеральным государственным унитарным предприятием, основным учредителем
которого является Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского".
Осуществляет полный цикл исследований, необходимых при создании
авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также
научно-техническое сопровождение изделий, находящихся в эксплуатации.
ПАО “ОДК-Уфимское
моторостроительное производственное объединение” – разработчик и
крупнейший производитель газотурбинных двигателей в России. Основным
акционером является АО "Объединенная двигателестроительная корпорация"
входящее в периметр госкорпорации "Ростех" (“Ростехнологии”).
В России разрабатывается сенсорный подшипник |
|