Дата публикации: 08/09/2019
Как сообщает пресс-службы Центрального института
авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), в стенах
института завершились испытания ротора-демонстратора «сухого»
малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД). Цель испытаний – оценка
работоспособности газодинамических подшипников в системе
ротора-демонстратора. Работа является продолжением комплекса
расчетно-экспериментальных исследований, проводимых в ЦИАМ в обеспечение
создания двигателей будущего – перспективных МГТД с газовыми опорами,
которые могут применять как в летательных аппаратах двойного назначения
– БПЛА (беспилотные летательные аппараты), так и в гражданской технике –
малой энергетике.
Источник: Методика создания демонстратора
малоразмерного газотурбинного двигателя с ротором на газовых опорах на
базе существующей конструкции (Темис М.Ю., Гаврилов В.В., Егоров А.М.)
Внешний вид демонстратора МГТД с гибридным
подвесом ротора на испытательном стенде
Особенность конструкции МГТД – применение
газодинамических лепестковых подшипников, для которых используется не
масло, а воздух. Это позволит в перспективе полностью отказаться от
маслосистемы и создать «сухой» двигатель, в котором заинтересованы
эксплуатанты из-за снижения стоимости двигателя и сокращения расходов на
его содержание. Кроме того, благодаря газовым подшипникам в отдельных
случаях двигатель имеет облегченную упрощенную конструкцию и высокую
частоту вращения ротора турбокомпрессора – 100-200 тысяч об/ мин.
Традиционные шариковые и роликовые подшипники качения не рассчитаны на
такие скорости вращения.
Источник: Методика создания демонстратора
малоразмерного газотурбинного двигателя с ротором на газовых опорах на
базе существующей конструкции (Темис М.Ю., Гаврилов В.В., Егоров А.М.)
Элементы радиального подшипника (слева –
лепестки подшипника, справа – подшипник в сборе)
"В работе есть и свои особенности, – сообщил
руководитель проекта Валентин Гаврилов. – Например, технология
изготовления элементов газовых подшипников. Обеспечение их
работоспособности при высоких температурах в условиях «сухого» трения –
нетривиальная задача".
Испытаниям демонстрационной системы газового подвеса
ротора предшествовал большой объем исследований по определению
оптимальной конфигурации радиальных и осевых газовых подшипников, выбору
их параметров, материалов элементов, включая выдерживающие «сухое»
трение высокотемпературные износостойкие покрытия.
В ходе исследований была решена задача осевой
неуравновешенности ротора турбомашины. Чтобы он не смещался, предложено
установить в «горячей» зоне двигателя осевой газовый подшипник с
лепестками из жаропрочных сплавов, обеспечивающий стабильную
безрезонансную работу ротора. Для противостояния колебаниям вала решено
применить разрезные лепестки радиальных подшипников – демпферы, –
позволяющие работать при перекосе.
При определении динамических
свойств роторной системы в ходе испытаний применялись высокоточные
датчики, фиксировавшие перемещения ротора в радиальном и осевом
направлениях.
Проведенное экспериментальное исследование
роторного узла с радиальными и осевым подшипниками подтвердило
работоспособность выбранной конструкции. В дальнейшем конструкция ротора
будет испытана в составе натурного демонстратора на базе серийного
малоразмерного вспомогательного газотурбинного двигателя.
Использованы материалы пресс-службы ЦИАМ и
публикаций руководителя проекта Гаврилова В.В.
Другие новости
близкие по теме: |
Российский металлокерамический подшипник получил “серебро” |