Дата публикации:
25/02/2011
Контрольный орган Франции по вопросам
ядерной безопасности (ASN) сообщил, что
специалисты энергетического концерна Électricité de
France (EDF) приступили к замене
дефектных шатунных подшипников резервных дизельных
электрогенераторов атомных электростанций, которые уже
привели к нескольким инцидентам. Как считает расследование,
проведенное с участием ASN, основной
причиной, скорее всего, является аномально быстрый износ
подшипников.
Быстрый износ шатунных подшипников производства MIBA в резервных дизельных электрогенераторах на французских АЭС привел к нескольким инцидентам. Учитывая потенциальную опасность, Électricité de France (EDF) приступила к замене подшипников и введению изменений в обслуживании резервных станционных электрогенераторов
Первоначально дизель-генераторы при 900
МВт реакторах комплектовались шатунными подшипниками фирмы
Societe Industrielle des Coussinets (SIC).
Средний срок службы их составлял около 10 лет. Однако в 2002
г. SIC прекратила производство. Компания
Wärtsilä (поставщик генераторов) вынужденно
перешла на использование подшипников под торговой маркой
MIBA. Однако ошибки в геометрии подшипников
MIBA стали причиной инцидентов на
французских АЭС в 2009 г. В течение одного месяца дефектные
подшипники были заменены на новые, с измененной геометрией
(так называнные подшипники II поколения MIBA).
Но уже в октябре 2010 г. на АЭС в Блейе произошло
происшествие на одном из генераторов снабженном
модифицированными подшипниками. Это немедленно вызвало
судебное разбирательство. Деградация еще нескольких
подшипников склонила специалистов к мнению об аномальном
износе.
Аномалия была классифицирована на 7 АЭС
(Блейе, Бюже, Шинон, Крюа, Дампьер, Гравлин, Сен-Лоран) как
происшествие I уровня по шкале INES*, а на
станции в Трикастен как происшествие II уровня, так как там
возникли проблемы сразу с несколькими генераторами в
энергоблоках №3 и 4. При этом подобный износ подшипников,
как считают специалисты по ядерной безопасности, затрагивает
не только французские реакторы: ЧП на китайской станции в
Дайя-Бей (2008 г.) и немецкой в Брунсбюттель (2009 г.) связаны
как раз с ним.
В настоящий момент 26
дизель-генераторов на 8 французских АЭС с 900 МВт реакторами снабжены проблемными
подшипниками. Несмотря на то, что на этих станциях есть
резервные генераторы на подшипниках с
лучшими противоизносными свойствами от другого производителя, вероятность
возникновения серьезных аварийных ситуаций крайне высока.
Поэтому EDF планирует провести изменения в
обслуживании резервных станционных электрогенераторов:
- произвести превентивную замену подшипников II
поколения от MIBA; - ввести в практику
постоянные контроль над состоянием и профилактику шатунных
подшипников, замену их при первой необходимости; -
внести модификации в систему подачи смазки; - изменить
систему резервного питания реакторов так, чтобы возможно
было в пределах одной станции перебросить мощность от
резервных генераторов с одного энергоблока на другой.
* Для оценки ядерных инцидентов и событий на атомных
станциях применяют специальную Международную шкалу ядерных
событий (INES – International Nuclear Event Scale). I
уровень – аномальная ситуация выходящая за пределы
допустимого при эксплуатации.
II уровень - инцидент с серьезными отказами в средствах
обеспечения безопасности и/или значительное распространение
радиоактивности (выше пределов допустимого).
Краткая справка
Électricité de France (Электрисите
де Франс) или EDF - крупнейший во
Франции производитель и поставщик электроэнергии.
Контролируется французским правительством. Управляет 19
атомными станциями. В 2010 г. ядерными реакторами
EDF во Франции было сгенерировано 408 ТВ·ч.
Miba AG - один из крупнейших в
мире производителей металлокерамических компонентов, подшипников
скольжения для двигателей, фрикционных материалов, электронных силовых
компонентов и покрытий. Штаб-квартира расположена в г. Лакирхен
(Австрия).
Названа основная причина нескольких железнодорожных аварий в Новой
Зеландии. Она связана с буксовыми подшипниками |
|