Дата публикации:
22/12/2013
Экономический кризис 2008-2010 г. накрывший мир и приведший к стагнации
из-за сложностей с финансированием вновь заставил потребителей
задуматься над вопросом: “Почему мы платим за брендовую продукцию так
дорого? Почему я должен отдавать свои кровные или кредитные деньги за
нее? ”. И когда потребители начинают разбираться в этом, срывая
маркетинговые оболочки одну за другой с таких порой эфемерных вещей как
торговая марка, бренд или репутация, обнажается экономическое ядро
показывающее, что тут явно не обошлось без незаконных махинаций.
Крупнейшие в мире производители подшипников получают удары в разных
странах за антимонопольные нарушения
Первый
звонок о не совсем корректных ценах на подшипники на мировом рынке,
особенно в регионах со стагнационной экономикой, раздался в 2011 г. из
Японии. Тогда местное антимонопольное ведомство заявило о наличии у него
оснований обвинения четырёх крупнейших производителей подшипников NTN,
NSK, NACHI и JTEKT, занимающих на японском рынке и в мире доминирующие
позиции, в фиксации цен и картельном сговоре. После этого, как снежный
ком, на мировых производителей подшипников, а это NTN, NSK, NACHI,
JTEKT, SKF и SCHAEFFLER, посыпались удары: антимонопольная проверка
Еврокомиссии, штрафы от Комиссии по справедливой торговле Японии, иски
от потребителей в США, антимонопольные расследования в Канаде, Австралии
и Сингапуре, подтвердившие нечистоплотность транснациональных
подшипниковых компаний.
На этой же неделе в этих делах произошло
два заметных события:
- Еврокомиссия всё же наложит штраф
эквивалентный $1 млрд. на компании SKF (Швеция) и SCHAEFFLER (Германия);
- Competition Commission of Singapore заявило о выявлении нарушений
законодательства в работе филиалов JTEKT, NSK, NTN и NACHI-FUJIKOSHI.
20 декабря на официальных сайтах SKF и SCHAEFFLER, контролирующие по
разным оценкам до 50% мирового подшипникового рынка, появились
пресс-релизы, в котором сообщается об ожидаемых штрафах со стороны
Еврокомиссии за международное нарушение в области свободной конкуренции
на рынке автомобильных подшипников. SKF сообщает о выплатах в сумме $455
млн., а SCHAEFFLER – о $519 млн. Учитывая, что обе фирмы сейчас
находятся в довольно серьезных долгах и их динамика прибыли от продаж
направлена в отрицательную сторону, то удар в Европе может оказаться
крайне чувствительным. Кроме того расследование ведет и Министерство
юстиции США, которое, основываясь на данных европейских коллег, тоже
может вынести серьезный и заметный для бюджета фирм штраф, что, по всей
видимости, подстегнет вал дополнительных исков уже от потребителей с
компенсационными требованиями.
Второе событие менее знакомое, но
из той же “оперы”, однако оно касается лишь японских производителей,
филиалы которых расположены в городе-государстве Сингапур.
Антимонопольное ведомство при Министерстве торговли и промышленности
Сингапура, известное также как Competition Commission of Singapore, 16
декабря обнародовало официальное сообщение о нарушении раздела 34 Закона
о конкуренции четырьмя японскими производителями подшипников.
Филиалы и материнские компании JTEKT Corporation, NSK Ltd, NTN
Corporation, Nachi-Fujikoshi, по версии ведомства, участвовали в
антиконкурентных соглашениях и незаконном обмене информации в отношении
цен на шариковые и роликовые подшипники. Сотрудники фирм регулярно
проводили встречи, как на территории Сингапура, так и в Японии, делились
информацией, обсуждали и согласовывали цены на подшипники для клиентов в
Сингапуре, тем самым незаконно поддерживали доли на рынке, защищали свои
прибыли и продажи. Основываясь на этом, Competition Commission of
Singapore выдало заинтересованным сторонам письменное уведомление с
изложением фактов и попросило привести свои аргументы, а также любые
иные сведения, прежде чем будет вынесено решение о том, имело ли место
нарушение законодательства.
В связи со всем этим, безусловно,
возникает такой вопрос: “Как скомпенсируют свои многомиллионные потери
эти компании? Не за счет ли таких пассивных в юридическом плане регионов
как Россия?”. Вполне возможно. Об этом уже косвенно подтвердил нам
попросивший не называть себя сотрудник одного из производителей
подшипников, замешенных в картельных сговорах за рубежом: “С января
следующего года цены на автомобильную продукцию в России будут расти
дифференцировано, но мы сделаем все возможное, чтобы поставляемый
ассортимент был оптимален для клиента”. То есть, если с января 2014 г.
автомобильные подшипники, произведенные под торговыми марками
принадлежащим компаниям NTN, NSK, NACHI, JTEKT, SKF и SCHAEFFLER,
повысятся в России заметно в цене, то можно уже четко говорить о том,
КАК все же эти фирмы будут покрывать свои штрафы в других странах – за
счет российского потребителя.
Koyo Australia оштрафовало австралийское антимонопольное
ведомство
Японские производители подшипников заплатят штраф в размере 13 млрд. иен |
|