Электрофицированные автомобили – центральная тема в развитии мировых поставщиков автокомплектующих. И это понятно, так как рынок автомобилей с ДВС, занимавший доминирующее положение многие десятилетия, начинается стремительно сокращаться, особенно в развитых странах с платежеспособным населением, которое уже пользуется преимуществами электромобилей. Однако концентрация лишь на одном направлении, пускай и наиболее емком, с точки зрения бизнеса, постоянно сталкивающего с рыночными вызовами, такими как конкуренция, стремительно меняющаяся демография и масштабные заболевания, считается не самой лучшей стратегией.
Немецкий Schaeffler в ближайшие
несколько лет сосредоточится на эволюционном развитии тех
направлений, которые показали себе наиболее перспективными
Известный немецкий производитель
подшипников и автокомпонентов Schaeffler долгие годы был поставщиком
комплектующих для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и
получал львиную долю доходов именно от них. Несколько лет назад
компания осознала, что со всё большим распространением
электромобилей и тенденций по снижению выбросов углекислого и
угарных газов, начала терять конкурентоспособность и требуются
изменения. В 2016 году стартовала трансформация Agenda 4 plus One,
известная также как стратегия “Мобильность завтрашнего дня”,
направленная на адаптирование к актуальным тенденциям: изменению
климата, урбанизации, глобализации и цифровизации.
В 2020 году
немецкая автомобильная промышленность, как один из главных
потребителей Schaeffler, оказалась в тяжелом положение. Начавшийся
под давлением правительства переход от автомобилей с ДВС к
автомобилям с электротягой совпал с эпидемией коронавируса, что
вызвало резкое падение спроса и производства. Немецкие предприятия
Schaeffler также получили удар, вынуждая компанию обращаться к
непопулярному у персонала методу – к сокращению издержек через
закрытие предприятий и увольнения сотрудников. Это еще раз
подтвердило, что диверсификация должна быть краеугольным камнем
стратегии развития.
Schaeffler в 2020 году
заявил о новой среднесрочной стратегии развития до 2025 года,
получившая название “We pioneer motion” (“Мы пионеры движения”).
Особое место в стратегии отведено не радикальным изменениям, а
планомерному развитию направлений, показывающих потенциал развития.
Помимо ставших уже традиционными электрофицированных автомобилей,
компания объявила, что внимание будут уделяться таким направлениям,
как водородная экономика, робототехника и облачные ИТ-технологии.
Распространение высокосортных сетей связи
4G и 5G, систем передачи данных ближнего радиуса действия NFC, дало
толчок к развитию IoT - интернету вещей. Здесь особый интерес
Schaeffler вызывал сегмент удаленного мониторинга состояния
оборудования, в том числе с использованием облачных вычислений, а
также автоматизированные системы смазки. Компания собирается
усиливать развитие программного обеспечения, ИТ-облаков, одно- и
многоточечных систем смазки, а также их адаптацию под размеры
предприятий. Текущие наработки уже позволяют клиентам снизить до 50%
затрат на вибромониторинг, благодаря отказу от ручного измерения.
Демографическая ситуация на планете говорит
о том, что растет количество стариков и неработоспособного населения
становится больше. При этом потребляемая людьми продукция требует
все более сложного и точного оборудования - ручной труд заменяется
роботизированным. Schaeffler в этой области планирует делать ставку
на свои подшипники, шарниры и линейные приводы. С точки зрения
компании, они могут идеально подойти как для промышленных роботов,
так и для “коботов” (коллаборативных роботов).
Водородная экономика, как считаю аналитики,
станет востребованной через 20 лет. Водород может заменить
углеводороды в качестве источника энергии и позволить по максимуму
снизить выбросы углекислоты в атмосферу, о чем пекутся власти
развитых стран. Пока о массовом производстве водородной техники
из-за ее дороговизны не идет речи, однако многие компании уже
работают в этой области, пытаясь нащупать пути снижения
себестоимости. Так, Schaeffler разработал металлические биполярные
пластины - ключевые компоненты для топливных элементов. Они
изготавливаются путем точного формования и нанесения покрытия в
диапазоне тонких пленок. Пакеты топливных элементов представляют
собой преобразователи энергии, которые позволяют Н2 и О2
вступать в реакцию с образованием воды. При этом вырабатывается
электричество, которое может быть использовано для привода
электродвигателя в транспортном средстве. Компания убеждена, что
может предложить продукты по адекватной цене и срокам поставки. Для
этого она вкладывает значительные средства в НИОКР, включая создание
лабораторного комплекса площадью 15 000 кв. метров в Херцогенаурахе
(ФРГ).