Производство кассетных подшипников в
Российской Федерации на 2022 год составит порядка 390 тыс. ед. -
такой прогноз дает Минпромторг России. Указанный объем, как считают
в ведомстве, должен удовлетворить внутренний спрос на подшипники
кассетного типа. Как при обновлении парка железнодорожного
подвижного состава, так и при проведении ремонтных работ.
Фото: ОВК (www.uniwagon.com)
В России несмотря на проблемы
прогнозируется выпуск до 390 тыс. кассетных подшипников для
железнодорожных тележек
До начала российско-украинского конфликта в
России функционировали три предприятия по производству буксовых
кассетных подшипников для железнодорожной техники: ЕПК-Бренко
(Саратов), СКФ (Тверь) и Тимкен-ОВК (Тихвин). Все с участием
иностранного капитала. После начала военного конфликта иностранцы
остановили все свои операции. Вслед за этим прекратилась поставка
зарубежных компонентов и подшипниковые заводы из-за отсутствия
полной локализации встали, создав на российском рынке дефицит и риск
длительной остановки производства и ремонта тяжелых вагонов.
ЕПК-Бренко и СКФ заявили, что продолжат выпуск подшипников, но пока
находятся в поисках выхода из ситуации. Тимкен-ОВК остановился
полностью, парализовав работу Тихвинского вагоностроительного завода
с семью тысячами сотрудников.
В прошедшем мае, как заявляет министерство,
прошла сделка по продаже российскому менеджменту 100% долей в
уставном капитале ООО “СКФ” (входило в шведскую группа компаний
SKF). Формальным владельцем предприятия стал Шулепов А.А., бывший
генеральный директор ООО “СКФ”. Компания уже под новым названием
“ТЕК-КОМ производство” продолжит выпуск кассетных подшипников.
В настоящее время “ТЕК-КОМ производство” и
“ЕПК-Бренко” ведут работы как по поиску новых поставщиков
компонентов в Китае (ролики, сепараторы и смазки), так и по
апробации отечественных комплектующих (роликов и смазки). Однако
производить подшипники по-прежнему будут на основе шведских и
американских технологий. К сожалению, на текущий момент в России нет
собственных технологических решений и приходится пользоваться
иностранной интеллектуальной собственностью (ИС), которую в условиях
более жестких санкций могут запретить применять.
Кроме того, для подстраховки подана заявка
на сертификацию кассетных подшипников производства китайской
компании LYC (одна из двух в Китае компании освоивших независимое от
иностранного капитала производство). Однако поставки из Китая имеют
аналогичный минус, как и выпуск на основе чужой ИС: в случае
санкционного давления отгрузка продукции может прекратиться. Китайцы
навряд ли будут рисковать ради российского рынка.
В будущем году ПАО “Челябинский
кузнечно-прессовый завод” планирует открыть предприятия с
локализованным производством тел качения (роликов) и сепараторов, с
выходом на выпуск готовых подшипниковых узлов (кассетных подшипников
и одиночных конических подшипников). В промежутке 2022 - 2027 годов
планируется произвести 2,4 млн подшипников.