Дата публикации:
21/03/2010
Мы сообщали, что в феврале этого года немецкий концерн
Volkswagen отозвал более 200 тыс.
своих автомобилей в Мексике и Бразилии из-за возможных
проблем с задними ступичными подшипниками, в которых могла
отсутствовать смазка. Однако в Бразилии в начале марта
разгорелся громкий скандал, связанный уже с автомобилями
FIAT произведенными в этой стране.
Министерство юстиции Бразилии наложило штраф в размере 3
млн. реалов (примерно $1,5 млн.) на местный филиал
итальянской компании FIAT, отказавшийся
отзывать автомобили Stilo, выпущенные с
2004 года, для дальнейшего бесплатного ремонта. В них был
обнаружен опасный дефект задних ступичных узлов, который мог
стать причиной серьезных аварий. Департамент по
охране и защите прав потребителей (DPDC),
проводивший расследование, выявил более 30 эпизодов
связанных с отрывом колес у автомобилей этой модели,
приведшие к авариям, в том числе к 8 автокатастрофам с
человеческими жертвами.
Недостатки в автомобилях FIAT привели к гибелей людей в
Бразилии. Таково мнение государственной экспертизы
Так, например, в сентябре 2007 года погибла Лаиз Амелия Гомес да Силва, 18
лет. Она ехала в FIAT Stilo, который
вел ее друг Марсил Гомес де Менезеш.
После завершения одного из поворотов, по словам водителя, у
автомобиля самопроизвольно начало колебаться заднее колесо,
а затем оно оторвалось. Машина потеряла управление,
пересекла встречную полосу, ударилась об заграждение,
перевернулась и, проехав еще 60 метров, остановилась.
Девушка погибла на месте. Ее друг пролежал в больнице 15
дней с повреждением грудной клетки. Инженеры компании
FIAT, принявшие участие в расследовании
аварии, заявили, что колесо оторвалось и пришло в свободное
движение только после переворачивания машины.
Еще
один серьезный инцидент произошел в апреле 2008 года, к
счастью без жертв. Карда де Мораес
Барбороса, проживающая в г. Собрадинхо, возвращалась
из поездки на карнавал с мужем и тремя дочерьми, когда
внезапно потеряла управление над своим Stilo
Sporting (без ABS, пробег 15 000 км) - машина
покинула полосу и упала в овраг. Дочери были ранены, у одной
из них была черепно-мозговая травма. По словам свидетелей –
водителей, ехавших вслед за ними, - левое заднее колесо
оторвалось и покатилось отдельно от машины. Независимая
экспертиза установила причину аварии:
“преждевременный отказ левого заднего подшипника колеса”.
Тем не менее, FIAT с ней была
не согласна. Пострадавшие подали иск.
В декабре 2007
Марк Иден Рибейру де Соуза из
г. Сан-Себастьян решил посетить свою семью на своем
Stilo (без ABS, пробег 17 000 км). В 15
км от пункта назначения Соуза
потерял управление и перевернулся. Машина лишилась правого
колеса. 34-летний мужчина стал инвалидом: он получил
черепно-мозговую травму и повредил слуховой нерв, что
привело к дисфункции левого уха. FIAT и тут
пыталась отвести от себя все обвинения. По мнению
специалистов автопроизводителя, так как на месте аварии были четко
видны следы от всех четырех колес вплоть до точки, где
машина перевернулась, речи о какой-либо ответственности с их
стороны не может быть.
Как установили
экспертизы, проведенные по заказу DPDC,
основной причиной оказались не плохие подшипники, а
некачественный материал, из которого были изготовлены
ступицы. Первоначально в FIAT Stilo,
выпуск которого начался в 2002 году, использовались ступицы
из кованой стали. Но они импортировались, и для снижения
издержек FIAT с 2004 года начала лить
ступицы из чугуна1) в самой Бразилии. В основном это коснулось
автомобилей неоснащенных высокотехнологичными сенсорными
подшипниками с функцией ABS2). Однако эксперты выявили, что
чугунные ступицы изготавливались с нарушением технологии:
внутренние остаточные напряжения в металле не были должным
образом сняты, что увеличивало риск образования микротрещин и
других структурных дефектов, с последующим разрушением.
Кроме того, чугун по сравнению со сталью хрупок, имеет
низкую вязкость и пластичность, и для восприятия нагрузок,
действующих на ступицу во время движения современного автомобиля, мало
пригоден. Департамент по охране и защите прав
потребителей призвал FIAT провести
отзыв автомобилей модели Stilo, произведенных с
13 апреля 2004 г. на территории
страны, для устранения недостатков. А это почти 52 тысячи
машин.
Но
итальянская компания не согласна с выводами государственной
экспертизы и готова оспорить решение. Инженеры FIAT,
правда пока в частном порядке, объясняют, что чугун имеет
вполне неплохие механические свойства и ступица из него
может быть разрушена только под воздействием больших внешних
усилий, например, при сильном боковом ударе об
заграждение. Сама же технология производства чугунных ступиц
довольно близка к технологии производства ступиц из стали. И
даже если полностью не сняты внутренние напряжения, то
ступицы не могут быстро разрушиться.
Так или иначе,
FIAT, все же, решила пойти на отзыв
автомобилей, но со следующей формулировкой:
“признавая обеспокоенность клиентов, вызванная новостью
о решении DPDC, компания проведет замену задних ступичных
узлов на Stilo согласно условиям, которые будут объявлены в
ближайшее время”.
Большое удивление в
Бразилии вызвал не только факт, того что FIAT
решила сэкономить на жизни и здоровье жителей это развивающейся
страны, но и то, что
за многие годы государство впервые вмешалось в ситуацию
связанную с таким массовым дефектом в автомобилях
произведенных иностранной фирмой. До сих пор иностранцы
только в добровольном порядке решались на кампании по отзыву
машин. Бразильцы не без основания считают, что близость
парламентских и президентских выборов, которые пройдут в
октябре 2010 года, подталкивает нынешние власти к действиям,
которые могут быть положительно восприняты электоратом.
Предвыборная кампания в Бразилии стартует уже в апреле.
По опросам общественного мнения, 35 процентов из опрошенных
граждан Бразилии, если выборы проходили бы сейчас, готовы
проголосовать за мэра г. Сан-Паулу
Жозе Серра, который является противником нынешнего
руководителя страны Луиса Игнасиу
Лула да Сильва и его протеже - главы администрации
президента Дилмы Русефф.
Примечание
1) Ступицы из чугуна широко применяются в современных
легковых автомобилях. В основном производятся из высокопрочных сортов
чугуна, хотя в слаборазвитых странах могут изготавливать из
дешевого серого чугуна. По сравнению со ступицами из кованой
стали имеют ряд преимуществ:
- дешевы в производстве – снижение себестоимости составляет
от 10 до 80% (в зависимости от технологии литья и обработки,
а также качества материала);
- не требуют при изготовлении особо сложного или точного
оборудования, что позволяет развернуть производство на
небольших площадках и в развивающихся странах;
- имеют меньшую массу;
- мало чем уступают по механическим свойствам (только для
чугунов имеющих модифицированную структуру).
Однако кованая сталь имеет более высокие прочностные
характеристики, и ее применение уменьшает риск разрушения
ступицы в сложных дорожных условиях. Ступицы из кованой
стали по-прежнему используются в дорогих и спортивных
моделях автомобилей – там где экономический эффект от
использования чугунных ступиц не столь заметен или даже
отрицателен.
2) Имеется в виду ступичные подшипники использующие
технологию ASB© (Active Sensor Bearing©).
Подробнее о них в статье:
“Ступичные подшипники типа HUB”
По материалам: DPDC, FIAT
Кто «подставил» Volkswagen в Бразилии и Мексике?
Даешь до конца года рост продаж подшипников SKF в Бразилии на +10%!
Cпирт разгонит продажи подшипников SKF в Бразилии?
|
|