Дата публикации:
8/07/2010
8 июля 2010 года был открыт завод
SKF
в г. Тверь
Сегодня 8 июля состоялась официальная церемония открытия
подшипникового завода SKF в промышленной зоне Боровлево-2
(г. Тверь). На предприятии начинается выпуск компактных
буксовых узлов кассетного типа (Сompact TBU). Объем
инвестиций составляет более 5 млрд. рублей*. Первыми
потребителями станут крупнейшие российские производители
грузовых вагонов: ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод»,
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и другие. Продукцию планируется
поставлять также за пределы России.
Завод SKF по производству
железнодорожных подшипников открыт в г.Тверь.
Первоначально на нем будут производиться подшипники типа CTBU для
грузовых вагонов
На открытие новой
производственной площадки прибыл президент и генеральный
директор SKF господин
Том Джонстон.
- С этими инвестициями мы
одновременно поддержим наш рост в России и усилим наше положение в
рамках глобального железнодорожного рынка,
- заявил он.
Том Джонстон напомнил всем
собравшимся о том, что деятельность его компании началась в
России еще в далеком 1916 г. Тогда была построена первая на
территории Российской Империи фабрика SKF (в советское время
национализированная и превращенная в ГПЗ-2), которая
существует и поныне. Также он рассказал о своей компании,
особенно об инновационной ее части.
Мероприятие посетили
посол Швеции в России, официальные представители
ОАО «РЖД», предприятий-потребителей и администрации области. Все
они в целом выразили поддержку производственных начинаний
SKF и надежду на ее долгосрочное сотрудничество с российской
стороной.
Впервые о строительстве предприятия по
производству буксовых железнодорожных подшипников в г. Тверь
компания SKF заявила еще в 2007 г. Уже в декабре 2008 г. был
заложен первый камень в промышленной зоне Боровлево-2.
Запуск планировался на 1 квартал 2010 г., однако из-за ряда
возникших сложностей открытие состоялось только в 3 квартале
2010 г.
На начальном этапе планируется выпуск
подшипников CTBU 130х250 и СTBU 150х250, представляющие
собой буксовые двухрядные конические подшипники кассетного
типа. Они будут поставляться потребителю в виде узлов,
готовых к монтажу методом запрессовки. Все поверхности
подшипников защищены слоем фосфатирования, предохраняющим их
от коррозионных повреждений. Для предотвращения
возникновения фреттинг-коррозии между лабиринтом и кольцом
внутренним заднего ряда подшипника используются полимерная
прокладка.
Номенклатура подшипников SKF, которые будут выпускаться в г. Тверь
Номеклатура
|
Габаритные размеры подшипников
(внутренний
диаметр x
наружный диаметр х
ширина),
мм
|
CTBU
130 x 250 / ВТ2-8705 |
130 х 250 х 160 |
CTBU
150 x 250 / ВТ2-8720 |
150 х 250 х 160 |
1 – подшипник CTBU 130x250x160, 2 – полимерная прокладка, 3-
лабиринт, 4 – ось, 5 – корпус буксы, 6 – крышка
крепительная, 7 – болт, 8 – пружинная шайба под болт, 9 –
крышка смотровая, 10 – тарельчатая шайба торцевого
крепления, 11 – болт торцевого крепления, 12 – стопорная
(пластинчатая) шайба, 13 - (уплотнительная резиновая
смотровой крышки), 14 – уплотнительное кольцо (резиновое
крепительной крышки)
Конструкция буксового узла на основе подшипника
кассетного типа CTBU 130x250
1 – подшипник CTBU 150x250x 60, 2 –
полимерная прокладка, 3 – упорное заднее кольцо, 4 –
торцевая шайба, 5 – стопорная (пластинчатая) шайба, 6 – болт
торцевого крепления, 7 - заглушка
Конструкция буксового узла на основе подшипника
кассетного типа CTBU 150x250
Такие подшипники предназначены, прежде
всего, для грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 т. В
отличие от аналогичных подшипников производимых SKF в других
странах российский продукт может эксплуатироваться и в
условиях низких температур (до -60⁰С), что крайне необходимо
для развития железнодорожной сети на Крайнем Севере. Ресурс
таких узлов составляет 6 млн. км, с возможностью дальнейшего
его увеличения еще на 1.6 млн. км. Несмотря на более высокую
цену, буксовые подшипники SKF обеспечивают лучшую цену
владения (TCO), чем традиционно используемые в настоящее
время роликовые радиальные подшипники. Все это должно
повысить надежность вагонов и локомотивов при сокращении
расходов при их долгосрочной эксплуатации. В дальнейшем
планируется производство подшипников для пассажирских
вагонов, в том числе для высокоскоростных поездов типа
«Сапсан» (Siemens Velaro RUS)
и «Ласточка» (Siemens Desiro).
К 2014 году SKF
намеревается вывести производство на максимальную мощность -
до 150 тыс. подшипников в год. Персонал на первом этапе составит 100
человек. Заработная плата работников уже сейчас
достигает 40 тыс. рублей**.
Если потребуется, то возможен
запуск дополнительных производственных линий, позволяющих
выпускать до 300-450 тыс. подшипников в год. Численность
сотрудников SKF в Боровлево-2 в
таком случае достигнет 400 - 800 человек. Приоритет в предоставлении
рабочих мест отдан жителям Тверской области - таковы
требования администрации этого российского региона,
оказавшей значительную помощь SKF. Сейчас на
предприятии действует только сборочная линия: основные
подшипниковые элементы поставляются из за рубежа, а уже в
г.Тверь из них собираются готовые подшипники. При этом, как
особо подчеркивают представители SKF, большинство стальных
компонентов подшипников производится из заготовок ОАО
«Оскольский электрометаллургический комбинат» (Россия,
Белгородская область). В ближайшие 1.5-2 г. SKF
собирается довести уровень локализации до 80%, для чего
построит цех термообработки. Для обеспечения сервисного
обслуживания подшипников в скором времени заработает
Фабрика решений SKF (SKF Solution Factory), которая будет
располагаться в г. Москва.
* 235 млн. шведских крон в рублевом эквиваленте.
** Для сравнения: средняя зарплата по Тверской области составляет около 15 тыс. рублей.
Спрос на буксовые подшипниковые узлы со стороны
предприятий железнодорожной отрасли составит свыше 300 тыс. узлов в год
Стратегия развития
железнодорожного транспорта в России до 2030 г., принятая
правительством в 2008 г., подразумевает закупку и глубокую
модернизацию подвижного состава с исключением парков с
истекшим сроком службы. В том числе организацию производства
подвижного состава нового поколения:
- локомотивы и
грузовые вагоны осевой нагрузкой 27 - 30 т.; -
строительство двухэтажных пассажирских вагонов; -
создание межрегионального пассажирского электропоезда,
рассчитанного на скорость до 160 км/час, с асинхронным
тяговым приводом; - производство скоростных и
высокоскоростных поездов и др.
Только, исходя из
минимального уровня развития железнодорожного транспорта в
России, потребность в обновление парка составит:
-
локомотивов 21 753 ед.; - грузовых вагонов 777.3 тыс.
ед.; - пассажирских вагонов 21 854 ед.; - моторвагонов
21 502 ед.
Что приведет к спросу на буксовые
подшипниковые узлы со стороны предприятий железнодорожной
отрасли объемом свыше 300 тыс. узлов в год, в том числе
подшипников нового поколения. Учитывая присутствие на рынке
железнодорожных буксовых подшипников кассетного типа помимо
SKF такого крупного игрока как «Европейская подшипниковая
корпорация» (штаб-квартира г. Москва, доля в сегменте
железнодорожных подшипников России на 2009 г. составляет
76.7%), ожидается жесткая конкуренция.
Для новой и модернизируемой российской
железнодорожной техники потребуются сотни тысяч подшипников в год, в том
числе и буксовые подшипники кассетного типа
Как заявили в
ЕПК, корпорация со своим партнером - компанией
Brenco (США)
- готовы встретить SKF во все оружие. Большой портфель
контрактов и ничем не уступающие по техническим
характеристикам подшипники обеспечат успех. Кроме того, в
первом квартале 2011 году на завод ЕПК-Brenco (г. Саратов,
Россия) прибудет оборудование для новой очереди
производства. Это позволит перевести многие производственные
операции из США на российскую площадку и тем самым снизить
себестоимость продукции. Подшипники с обновленного
предприятия должны пойти к потребителям в странах СНГ и
Восточной Европы.
«Крайне
удивительны заявления SKF насчет строительства нового завода…»
Но ЕПК и других производителей,
вероятно, ждет жесточайшая борьба за клиентов еще в одном сегменте
подшипникового рынка – автомобильных подшипников. Помимо
расширения завода железнодорожных подшипников на площадке в
Боровлево-2 SKF может построить производство автомобильных
подшипников. Об этом сегодня, после окончания основных
мероприятий в г. Тверь, заявил руководитель российского
филиала SKF господин Анатолий Усов. С его слов, вчера SKF и
ГК «Ростехнологии» во время
открытия SKF Solution Factory в г. Москва достигли определенных договоренностей. Они, возможно,
откроют дорогу подшипникам SKF на предприятия этой
госкомпании, в том числе укрепят позиции на ОАО
«АвтоВАЗ» и
ОАО «Камаз», куда уже поставляются подшипники
SKF, пока в
основном с зарубежных линий. Потребители требуют
локализации производства и снижение отпускных цен, что
вполне возможно добиться при строительстве подшипникового
предприятия на территории России. В ближайший год SKF
проведет анализ ситуации и примет решение насчет нового
завода.
АвтоВАЗ и SKF: любви не получилось? Или все еще впереди?
Однако один из участников подшипникового рынка, близких к поставкам на
ОАО «АвтоВАЗ», которых мы экстренно опросили сегодня, оказался крайне удивлен:
«SKF поставляла до недавнего времени один тип опорно-упорных подшипников*. Но по качеству они далеко никого не радовали. Вероятно, это был так называемый
«колониальный товар»: дешевый пластик вместо стали. На АвтоВАЗе даже подумывали, как его сдать в утиль. Поэтому жить этим подшипникам SKF там осталось недолго, если они уже не исчезли.
Крайне удивительны заявления SKF
о строительстве нового завода, так как те требования, которые предъявляет АвтоВАЗ, вынуждает поставщиков снижать свои цены порой ниже себестоимости. Добиться хорошей рентабельности, достаточной для строительства завода в России, в таком случае очень трудно, даже имея многомиллионный оборот. Сомнительно, что
«Ростехнологии» как акционер может заставить АвтоВАЗ перейти на подшипники SKF. Те же
«Ростехнологии» требуют от АвтоВАЗа снизить расходы на 3%, ставя труднопреодолимую преграду почти для всех зарубежных брендовых подшипников, даже если локализируется их производство. Не исключаю возможности, что господин Усов просто зарабатывает PR-баллы в глазах прессы и потенциальных потребителей на волне сообщений о строительстве завода железнодорожных подшипников».
И так, SKF открыла завод по производству железнодорожных подшипников. Это факт. Но будет ли строиться завод по производству автоподшипников? Есть сомнения. Но время все расставит на свои места.
* Имеются в виду подшипники верхней опоры передних стоек автомобилей
LADA Priora.
Краткая справка
Группа SKF – одна из крупнейших
машиностроительных транснациональных корпораций, крупнейший
производитель подшипников (производит около 95% существующих
в мире типоразмеров подшипников) и других машиностроительных
и автомобильных комплектующих. Штаб-квартира расположена в
г. Гетеборг (Швеция). Объем продаж в 2009 году составил 56.23
млрд. шведских крон (более $7.5 млрд.). Группа SKF
включена в Международный индекс устойчивости Доу
Джонса (DJSI World) и в
панъевропейский индекс устойчивости Dow Jones STOXX.
SKF ведет свою деятельность в постсоветской
России с 1991 года через свою дочернюю фирмы ЗАО
«СКФ».
Первая очередь ЕПК-Brenco введена в эксплуатацию
Шведы подняли флаг в «Боровлево»
|