Китайские исследователи разработали
комплект коренных подшипников большого диаметра для щитового
проходческого комбайна, сообщает Академия наук Китая. Подшипник
имеет диаметр восемь метров и весит 41 тонну. Он будет установлен на
проходческие комбайны со сверхбольшим щитом диаметром 16 метров.
Фото: BMSTEEL
Китайский подшипник с наружным
диаметром 8 м и массой 41 тонн будет установлен на проходческий
комбайн со сверхбольшим щитом диаметром 16 метров
Главный подшипник является основным
ключевым компонентом системы привода фрезы щитовой машины. Основной
подшипник диаметром 8 метров выдерживает максимальную осевую силу
100 000 кН во время работы (что эквивалентно силе тяжести 2500
азиатских слонов), радиальная сила может достигать 10 000 кН, а
опрокидывающий момент - 100 000 кН·м. Большая щитовая машина во
время прокладки туннеля может двигаться только вперед, а не назад. И
как только главный подшипник выйдет из строя, это приведет к
серьезным убыткам. Поэтому, чтобы обеспечить высокую несущую
способность и надежность коренных подшипников, подшипниковая сталь,
используемая при производстве коренных подшипников, должна быть
очень чистой, однородной, прочной и износостойкой. Кроме того,
немаловажным являются высокие требования к комплектации конструкции,
точности обработки и смазке коренных подшипников.
Ранее основная причина, по которой
производство подшипников сверхбольшого диаметра для щитовых машин в
Китае долгое время откладывалось, заключалась в том, что материалы
для изготовления подшипников и точность обработки больших роликов не
соответствуют стандартам, и техническая цепочка всего процесса была
не выстроенная. С этой целью Академия наук Китая в 2020 году
запустила стратегический пилотный технологический проект
«Независимое и контролируемое производство высококачественных
подшипников».
В рамках этого проекта семь
исследовательских подразделений академии, включая Институт металлов
Китайской академии наук и Ланьчжоуский институт химической физики
Китайской академии наук, сформировали единую команду и объединили
усилия с более чем 20 организаций для проведения совместных
исследований. Созданная команда решила 12 основных ключевых
технических проблем в подготовке материалов главного подшипника,
точной обработке и проектировании комплекта, и разработала в общей
сложности 10 комплектов главных подшипников щитовой машины диаметром
от 3 м до 8 м. В настоящее время главные подшипники диаметром 3 м
успешно применяются в проекте метрополитена в Шэньяне.