Подшипники качения применяются
в различных условиях: при низких и высоких температурах,
в нейтральных и агрессивных средах (морская вода,
кислоты и т.п.). И в связи с этим элементы подшипников изготавливаются из
различных материалов. Ниже приведены сведения только о
наиболее применяемых материалах.
Элементы подшипника
Конструкционные материалы
для тел качения и колец подшипников
Во время работы
подшипника в зоне контакта тел качения и колец возникают большие напряжения,
деформации и
силы трения. Однако при этом продолжительное время должны обеспечиваться высокая
точность вращения, отсутствие вибраций и нормальная температура. Для достижения
этого конструкционные материалы тел качения и колец подшипников должны
соответствовать следующим требованиям:
-
иметь высокую
твердость и высокую износостойкость,
-
быть
ударостойкими,
-
обладать большой
усталостной долговечностью,
-
со временем
значительно не изменять свои размеры,
-
быть экономичными
и простыми в использовании.
Негативное
влияние на эксплуатационные свойства сталей, которые являются наиболее
применяемыми материалами в подшипниковом производстве, оказывают неметаллические
соединения (например: сера, фосфор и кислород), образующиеся при выплавке стали:
-
в результате
реакции компонентов металла с растворенным в нем кислородом, серой и азотом,
-
вследствие эрозии
огнеупоров металлургических печей,
-
из-за попадания
частиц шлака и включений из ферросплавов и руды, которые не успели всплыть
или раствориться и т.д.
Поэтому подшипниковая
сталь должна проходить дополнительную обработку с целью удаления нежелательных
включений. Для этого применяются усовершенствованные способы производства
сталей, в частности вакуумирование и рафинирирование – электрошлаковый (ESR)
и вакуумные (VIM,
VAR,
CEVM)
переплавы.
Подавляющее
большинство колец и тел качения подшипников, предназначенных для работы в
неагрессивных средах при температурах менее +120ºС
(иногда более), изготавливаются из высокоуглеродистых (содержание углерода около
1%) хромистых сталей. Такая сталь для повышения твердости (до
HRC
58 … 65) может проходить либо поверхностную закалку, либо
объемную (в этом случае происходит и увеличение прочности). Для крупногабаритных
подшипников применяются стали с повышенным содержанием марганца (SUJ
3 и SUJ
5), что позволяет эксплуатацию и при низких температурах.
Высокоуглеродистые
хромистые подшипниковые стали
Стандарт |
Обозна-чение |
Основные
легирующие компоненты и примеси, % |
С |
Si |
Mn |
P |
S |
Cr |
Mo |
JIS* G 4805 |
SUJ 2 |
0.95... 1.10 |
0.15...0.35 |
0.50 макс |
0.025 макс |
0.025 макс |
1.30...
1.60 |
- |
SUJ 3 |
0.95... 1.10 |
0.40...0.70 |
0.90...
1.15 |
0.025
макс |
0.025
макс |
0.90...
1.20 |
- |
SUJ 4 |
0.95... 1.10 |
0.15...0.35 |
0.50 макс |
0.025 макс |
0.025 макс |
1.30...
1.60 |
0.10...
0.25 |
SUJ 5 |
0.95...
1.10 |
0.40...0.70 |
0.90...
1.15 |
0.025
макс |
0.025
макс |
0.90...
1.20 |
0.10...
0.25 |
Примечание:
* JIS -
Японские Индустриальные Стандарты.
Для работы в условиях
ударных нагрузок, а также в случае применения посадок с большим натягом,
применяются низкоуглеродистые стали с поверхностной цементацией, имеющие вязкую
сердцевину. NTN
использует цементируемые стали при
производстве почти всех конических роликовых подшипников. В подшипниках малого и
среднего размера – хромистые и хромомолибденовые
(SC420 и SCM420), а подшипниках большого размера
– никельхроммолибденовые (SNCM420 и
SNCM815) стали.
Конические роликовые подшипники NTN
Цементируемые стали
Стандарт |
Обозна-чение |
Основные легирующие компоненты и примеси, % |
С |
Si |
Mn |
P |
S |
Ni |
Cr |
Mo |
JIS G
4104 |
SC420 |
0.18...
0.23 |
0.15...
0.35 |
0.60...
0.85 |
0.030
макс |
0.030
макс |
- |
0.90...
1.20 |
- |
JIS G
4105 |
SCM420 |
0.18...
0.23 |
0.15...
0.35 |
0.60...
0.85 |
0.030
макс |
0.030
макс |
- |
0.90...
1.20 |
0.15...
0.30 |
JIS G
4103 |
SNCM420 |
0.17...
0.23 |
0.15...
0.35 |
0.40...
0.70 |
0.030
макс |
0.030
макс |
1.60...
2.00 |
0.40...
0.65 |
0.15...
0.30 |
SNCM815 |
0.12...
0.23 |
0.15...
0.35 |
0.30...
0.60 |
0.030
макс |
0.030
макс |
4.00...
4.50 |
0.70...
1.00 |
0.15...
0.30 |
Когда подшипники,
изготовленные из обычных шарикоподшипниковых сталей, прошедшие стандартную
термообработку, продолжительное время работают при температуре более 120 ºС, то
происходит изменение размеров,
падение твердости и
снижение работоспособности подшипника.
Если эксплуатация происходит при постоянно высокой
температуре
- этот процесс ускоряется. Поэтому проводят специальную
термообработку (стабилизацию). В зависимости от максимальных рабочих температур различаются несколько уровней термической стабилизации, зависящие от технологии обработки и влияния на срок службы подшипников. Если температура эксплуатации подшипника превышает максимально допустимую температуру, то следуют использовать подшипник с более высоким уровнем термической стабилизации.
Стабилизация размеров
Уровень стабилизации
|
Максимальная температура эксплуатации
|
Поправочный коэффициент при расчете долговечности
a2*
|
TS2
|
160ºC
|
1.00
|
TS3
|
200ºC
|
0.73
|
TS4
|
250ºC
|
0.48
|
* для использования в формуле определения долговечности (млн. оборотов):
Lna
= a1a2a3L10
где С - динамическая нагрузка, P -
эквивалентная динамическая нагрузка,
L10
- номинальный ресурс
подшипника,
a1 -
коэффициент долговечности при
надежности,
отличной от 90%,
a2
- коэффициент,
зависящий от свойств конструкционного материала,
a3 -
коэффициент,
зависящий от эксплуатационных условий.
При
эксплуатации подшипников при температурах 150 … 200
ºС применяются
стали с повышенным содержанием кремния (Si),
что позволяет улучшить теплостойкость и другие эксплуатационные свойства
металла. В этом случае также применяются и теплостойкие стали. Наибольшее
распространение получили быстрорежущие стали с высоким содержанием вольфрама и
молибдена. В случае применения в условиях высоких скоростей вращения элементы подшипников
могут изготовляться из теплостойких молибденовых цементируемых сталей.
Быстрорежущие стали высокотемпературного
применения
Стандарт |
Обозна-
чение |
Химический состав, % |
С |
Si |
Mn |
P |
S |
Ni |
Cr |
Mo |
V |
Fe, Сu, Co, W |
AMS 6491 |
M50 |
0.77...
0.85 |
0.25
макс |
0.35
макс |
0.015
макс |
0.015
макс |
0.15 макс |
3.75...
4.25 |
4.00...
4.50 |
0.90...
1.10 |
Осталь-
ное |
AMS 2315 |
M50NIL |
0.11...
0.15 |
0.10...
0.25 |
0.15...
0.35 |
0.015
макс |
0.010
макс |
3.20...
3.60 |
4.00...
4.25 |
4.00...
4.50 |
1.13...
1.33 |
Осталь-
ное |
AMS 5626 |
- |
0.65...
0.80 |
0.20...
0.40 |
0.20...
0.40 |
0.015
макс |
0.015
макс |
- |
3.75...
4.50 |
1.00
макс |
0.90...
1.30 |
Осталь-
ное |
Подшипники, работающие в агрессивных средах,
изготавливаются из коррозионно-стойких сталей мартенситного класса с высоким
содержанием хрома.
Нержавеющая сталь для подшипников
Стандарт |
Обозна-
чение |
Основные легирующие компоненты и примеси, % |
C |
Si |
Mn |
P |
S |
Cr |
Mo |
JIS G 4303 |
SUS 440C |
0.95...
1.20 |
1.00
макс |
1.00 макс |
0.040 макс |
0.030 макс |
16...
18 |
0.75 макс |
Индукционная
закалка позволяет упрочнять отдельную часть элемента подшипника (например, только дорожки
качения колец), не затрагивая при этом остальную поверхность. Поэтому свойства
незакаленной поверхности остаются прежними, что позволяет разным поверхностям
одного элемента иметь разные рабочие характеристики. Для индукционной закалки
используют сталь с пониженным содержанием углерода. Для крупногабаритных
подшипников и подшипников, имеющих большие площади обработки, индукционная
закалка проводится для сталей содержащих хром и молибден
(сталь
SCM440).
Легированная сталь для индукционной закалки
Стандарт |
Обозна-
чение |
Основные легирующие компоненты и примеси, % |
C |
Si |
Mn |
P |
S |
Cr |
Mo |
JIS G 4051 |
S48C |
0.45...
0.51 |
0.15...
0.35 |
0.60...
0.90 |
0.030
макс |
0.035
макс |
- |
- |
S50C |
0.4...
0.51 |
0.15...
0.35 |
0.60...
0.90 |
0.030
макс |
0.035
макс |
- |
- |
JIS G4105 |
SCM440 |
0.38...
0.43 |
0.15...
0.35 |
0.60...
0.85 |
0.030
макс |
0.035
макс |
0.90
...1.20 |
0.15...
0.30 |
Для работы в
условиях высоких скоростей и температур, агрессивной среды элементы подшипников
могут быть изготовлены из керамики - нитрида кремния (Si3N4).
Сравнение характеристик нитрида кремния и обычной
подшипниковой стали
Характеристики |
Единицы измерения |
Нитрид кремния |
Подшипниковая сталь |
Плотность |
г/см³ |
3.19 |
7.80 |
Линейное тепловое расширение |
20 ... 1000ºС |
10-6/ºС |
3.20 |
- |
20 ... 300
ºС |
3.20 |
11 |
Модуль
эластичности |
кН/мм² |
315 |
210 |
Коэффициент Пуассона |
|
0.26 |
0.30 |
Твердость
HV10 при
20ºС |
|
1 700 |
700 |
Ударная вязкость при
20ºС |
МН/м1.5 |
6-8 |
25 |
Предельная рабочая
температура |
ºС |
до 1 000 |
до 300 |
Твердость при высоких температурах |
|
хорошая |
плохая |
Способность
сохранять размеры |
|
хорошая |
хорошая |
Коррозиеустойчивость |
|
хорошая |
плохая |
Магнетизм |
|
отсутствует |
существенный |
Электроизоляционные свойства |
|
хорошие |
плохие |
Подшипник с керамическими телами качения (из
нитрида кремния)
Конструкционные материалы для сепараторов
подшипников
Конструкционные материалы для сепараторов должны
выдерживать вибрации и ударные нагрузки, действие центробежных сил, иметь низкий
коэффициент трения, быть способными воспринимать относительно большие перепады
температур.
В подшипниках малого и среднего размера применяются
штампованные сепараторы, изготовленные из малоуглеродистого (содержание С
около 0.1%) горячекатаного или холоднокатаного стального листа. Сепараторы из
нержавеющей стали чаще всего изготавливаются из аустенитной нержавеющей стали.
Конструкционные материалы для штампованных
сепараторов из малоуглеродистой стали
Стандарт |
Обозна-
чение |
Основные легирующие компоненты и примеси, % |
С |
Si |
Mn |
P |
S |
BAS* 361 |
SPB2 |
0.13...
0.20 |
0.04 макс |
0.25...
0.60 |
0.030 макс |
0.030
макс |
JIS G 3141 |
SPCC |
0.12 макс |
- |
0.50 макс |
0.040
макс |
0.045
макс |
JIS G 3131 |
SPHC |
0.15 макс |
- |
0.60 макс |
0.050
макс |
0.050
макс |
Примечание: BAS -
Японская Подшипниковая Индустриальная Ассоциация.
Конструкционные материалы для штампованных
сепараторов из нержавеющей стали
Стандарт |
Обозна-
чение |
Основные легирующие компоненты и примеси, % |
С |
Si |
Mn |
P |
S |
Cr |
Ni |
JIS G 4305 |
SUS 304 |
0.08
макс |
1.00
макс |
2.00
макс |
0.045
макс |
0.030
макс |
18.00...
20.00 |
8.00 ... 10.50 |
В крупногабаритных подшипниках используют
механически обработанные стальные и латунные сепараторы. Стальные механически
обработанные сепараторы применяются и тогда, когда существует опасность
возникновения в латунном сепараторе трещин, вызванные химическими реакциями,
либо
подшипники эксплуатируются при высоких температурах (свыше 200-250ºС). Для
сепараторов крупногабаритных подшипников также могут использоваться алюминиевые сплавы и другие
материалы.
Латунный сепаратор роликового подшипника
Конструкционные материалы для стальных механически
обработанных сепараторов
Стандарт |
Обозна-
чение |
Основные легирующие компоненты и примеси, % |
C |
Si |
Mn |
P |
S |
JIS G 4051 |
S30C |
0.27...0.33 |
0.15...0.35 |
0.60...0.90 |
0.030 |
0.035 |
Конструкционные материалы для латунных механически
обработанных сепараторов
Стандарт |
Обозна-
чение |
Химический состав, % |
Cu |
Zn |
Mn |
Fe |
Al |
Sn |
Ni |
Pb |
Si |
JIS H 5102 |
HBsCI (CAC301) |
55.0 макс |
остальное |
1.5 макс |
0.5...
1.5 |
0.5...
1.5 |
1.0 макс |
1.0 макс |
0.4 макс |
0.1 макс |
В подшипниках авиационных двигателей используются
сепараторы из латуней и среднеуглеродистых сталей, содержащих никель, хром и
молибден, которые прошли специальную термообработку и высокотемпературный
отпуск. Для уменьшения трения скольжения сепараторы могут покрываться серебром.
Для изготовления литых под давлением полимерных
сепараторов используются армированные стекловолокном полиамиды. Такие сепараторы
имеют небольшой вес, высокую сопротивляемость коррозии, превосходную упругость и
низкий коэффициент трения скольжения. Полиамидные сепараторы предназначены для
работы в температурном диапазоне -40 … +120ºС, при более высокой и низкой
температурах такие сепараторы быстро выходит из строя.
Помимо вышеперечисленных материалов, подшипники
специального назначения могут оснащаться сепараторами из синтетических
материалов, полимерных и металлических сплавов.
Альтернативы материалов по
российским ГОСТ и ТУ
Для облегчения понимания ниже
приведена таблица соответствия (наиболее близкие
альтернативы) материалов, применяемых в подшипниках
производства NTN и изготовленных на территории России по
соответствующим ГОСТ и ТУ. Однако материалы по факту из-за
отличия в химическом cсоставе и допусках могут заметно
отличаться как по механическим, так и по функциональным
свойствам.
Ближайшие альтернативы конструкционных материалов
Нормативный документ
|
Марка
|
Нормативный документ
|
Марка
|
JIS G 4805
|
SUJ2
|
ГОСТ 801
|
ШХ15
|
JIS G 4805
|
SUJ3
|
ГОСТ 801
|
ШХ15СГ
|
ASTM A295
|
52100
|
ГОСТ 801
|
ШХ15
|
JIS G 4104
|
SC420
|
ГОСТ 1050
|
20Х
|
JIS G 4105
|
SCM420
|
ГОСТ 4543
|
20ХМ
|
JIS G 4103
|
SNCM420
|
ГОСТ 4543
|
20ХН2М
|
JIS G 4103
|
SNCM815
|
ГОСТ 4543
|
18Х2Н4МА / 18Х2Н4ВА
|
ASTM A534
|
5120
|
ГОСТ 4543
|
18ХГ
|
ASTM A534
|
4118
|
ГОСТ 4543
|
20ХМ
|
ASTM A534
|
8620
|
ТУ 14-1-2252
|
20ХГНМ
|
ASTM A534
|
4320
|
ГОСТ 4543
|
20ХН2М
|
ASTM A534
|
9310
|
TУ 14-1-5425
|
14ХН3МА
|
AMS 6491
|
M50
|
ТУ 14-1-2025
|
8Х4М4В2Ф1-Ш
|
JIS G 4303
|
SUS440C
|
ГОСТ 5632
|
95X18
|
JIS G 4051
|
S48C
|
ГОСТ 1050
|
Cталь 50
|
JIS G 4051
|
S50C
|
ГОСТ 1050
|
Cталь 50
|
JIS G4105
|
SCM440
|
ГОСТ 4543
|
40ХФА / 38ХМ
|
JIS G 3141
|
SPCC
|
ГОСТ 1050
|
08КП
|
JIS G 3141
|
SPHC
|
ГОСТ 1050
|
10ПС
|
JIS G 4305
|
SUS 304
|
ГОСТ 5632
|
08Х18Н10
|
JIS G 4051
|
S30C
|
ГОСТ 1050
|
Сталь 30
|
JIS G 4051
|
S25C
|
ГОСТ 1050
|
Сталь 25
|
JIS H 5120
|
CAC301 / HBsCI
|
ГОСТ 15527
|
ЛС59-1
|
За дополнительной
информацией обращайтесь в офис.
|